Карниз крыши и его назначение
Карниз крыши — часть кровли, которая выступает за вертикальные ограждающие конструкции дома и защищает их от атмосферных осадков. Помимо этого, карнизы обеспечивают естественную вентиляцию подкровельного пространства, предотвращают скопление конденсата, образование грибка, плесени и намокание утеплителя.
Хорошо обустроенные кровельные карнизы надёжно защищают основные конструкции дома от влаги
Таким образом, роль этих небольших элементов крыши очень значима. Они служат гарантией долголетия стропильной системы и укрывного материала, а также комфортного микроклимата в доме. А умелое оформление их красивыми материалами придаёт завершённый привлекательный облик всей постройке.
Оформление кровельных свесов в гармонии с экстерьером дома даёт очень красивый результат — дом смотрится нарядно и живописно
Практически любая кровля независимо от её конфигурации имеет карнизы. Исключением могут быть лишь крыши с оборудованными на них парапетами или конструкции суперстильного дизайна, такие как крыши-навесы.
На крышах в виде навесов кровельные свесы не оборудуют, потому что такая конструкция сама призвана защищать постройку от намокания
Не является ли карниз крыши лишним элементом?
Вполне понятно, что монтаж карниза крыши – дело совершенно не напрасное. На эту тему не стоит даже долго распространяться. Достаточно сказать, что этот элемент:
- Защищает стеновые конструкции от влаги.
- Предотвращает стекание талых и дождевых вод на отмостку, предохраняя ее от разрушения.
- Привносит гармонию в конструкцию всей крыши, делая ее аккуратной и логически законченной.
Карнизы крыши, которые можно увидеть на любом фото, кроме того, различными строительными документами возведены в ранг обязательных конструкций. Они присутствуют даже на плоских крышах.
Характеристика карнизных свесов
Работа по сооружению карниза крыши является не самой сложной задачей и ее вполне можно выполнить самостоятельно. Главное – понять и разобраться с основными видами конструкции карнизных свесов, среди которых выделяют два варианта :
- фронтальный, представляющий собой выступающие наклонные края скатов крыши, которые служат защитой фронтона здания от атмосферных осадков. Их длина может достигать одного метра;
- боковой – это свесы длиной до 60 см, расположенные по бокам строения.
На величину карнизного свеса оказывает влияние ширина отмостки фундамента и высота здания. Чем выше строение, тем соответственно длиннее должен быть карниз.
При отсутствии у стропильной системы выступов, выходящих за пределы стен дома, стропильные ноги дополнительно наращивают обрезками бруса, после чего к ним прикрепляют карнизную доску. Необходимо помнить, что устройство карнизов крыши направлено на обеспечение защиты и долговечности фронтона дома, вот почему так важно правильно рассчитать необходимую ширину свеса. Во избежание попадания влаги, а также для придания крыше эстетичного вида нижние края свесов обшиваются досками или другим материалом.
Свойства кровельных свесов
Внутреннее устройство карниза крыши. Для изготовления короба следует отобрать не витые ровные доски без коры и сучков в больших количествах.
В некоторых случаях конструкция стропильной системы не оборудуется выступами, выходящими за стены дома. При этом применяется способ, который подразумевает принудительное удлинение стропил за счет специальных элементов, которые получили название кобылок.
Стоит отметить, что нельзя забывать о защите фронтона здания, которая обеспечивается за счет устройства карниза. Ширина свесов, обеспечивающих защиту фронтона дома, не должна быть менее чем 500 мм. При этом на край кровли устанавливается доска карнизного типа. Нижняя часть конструкции карнизов нуждается в обязательной обшивке. Узлы карниза чаще всего обшиваются доской.
Отличия карнизной планки от капельника
При самостоятельном монтаже кровельный свес часто путают с другим элементом – капельником. Установка его вместо карниза может существенно сократить срок службы кровли.
Основная разница между этими двумя элементами – это различное назначение и место установки. Главные функции капельника – отвод влаги, скопившейся на гидроизоляции, и защита намокания лобовой доски и стропил.
При монтаже капельник устанавливают на стропильную доску, заводя его при этом за гидроизоляцию. Очередность установки этих двух элементов также отличается. Карнизную планку устанавливают непосредственно под металлочерепицу на уже готовый кровельный пирог, а капельник – на «голую» стропильную систему.
Устройство карниза кровли
Если довести начатое дело до конца, строение приобретет завершенный внешний вид. Помимо эстетической нагрузки, свес несет в себе практические задачи:
- защита от снега,
- дождя,
- льда,
- ветра.
Неправильно сконструированная стреха обрушится, поэтому тщательное внимание уделяется проектировке, монтажу.
Разрушение строительного фрагмента опасно тем, что деревянные либо кирпичные стеновые пролеты в верхнем периметре становятся уязвимыми. Если деформируется кирпичная кладка, пошатнутся деревянные стенки венца, кровельная структура значительно изменится.
Существует два варианта выноса:
- Стандартный (типовой). При создании формы манипуляции довольно просты. Каркас получается крепким, при сильном ветре не гудит;
- С выносом.
Важно!Карниз, располагающийся во входящем угле, профилируется специальным трафаретом.
Чтобы вершина угла профильной плоскости трафарета размещалась оптимально, располагайте конструкцию относительно стенового перекрытия на сорок пять градусов.
Прямоугольный треугольник изготавливается из доски без фасок. Под определенным углом к нему крепится профильная доска. Треугольник используется, как салазка для шаблона.
Металлопрофильная основа крепится между доской так, чтобы фаски смотрели наружу.
Структура карнизного свеса
Все элементы данной конструкции крыши можно условно разделить на две группы:
- Непосредственно продолжающие стропильную систему.
- Выполняющие вспомогательные функции.
Для начала надо подчеркнуть, что карниз начинается в точке, где заканчивается стеновой каркас дома. Как правило, скат фиксируется в этой зоне на платформе мауэрлата – несущей балки, устанавливаемой на вершине наружной стены. Систему карнизного узла стропильной крыши продолжает «кровельный пирог» с обрешеткой и несущими планками. Это силовая конструкционная часть, которая выводит линию ската за периметр каркаса строения.
Что касается вспомогательных элементов, то их присутствие как раз и отличает скаты на стропах от карнизного свеса. Во-первых, это группа крепежных устройств с опорной доской, софитами и несущим фартуком. Во-вторых, это ряд функциональных компонентов наподобие изоляционных прослоек, водосточного желоба, системы вентиляции, капельника и других дополнений, которые включаются в конструкцию по необходимости.
Узел свеса кровли
1- Желоб водостока;
2- капельник;
3- фартук из металла на лобовой доске;
4- саморез;
5- направление, по которому движется воздух;
6- брусок 5х5 см;
7- стропильная нога (кобылка);
8- подшивной материал;
9- брейка;
10- доски являющиеся основой карнизного свеса;
11- опорный брусок для фиксации брейки.
Существует два вида карнизного свеса — боковой и фронтальный.
Фронтальный карниз крыши
Фронтальный нужен для защиты фасада дома. Он представляет собой боковые края наклонных скатов кровли. Соответственно у вальмовой (четырехскатной) крыши они отсутствуют.
Устройство фронтального свеса обыкновенной двухскатной крыши выполняется путём выпуска несущих перекладин, закреплённых на стропилах. Нередко можно встретить, когда фронтальный карниз образуется досками обрешетки, которые укладываются на пароизоляцию под кровельный материал. На них крепится карнизная доска, которая в дальнейшем будет обшиваться профнастилом или софитом.
Боковой карниз крыши
Боковой свес имеют все наклонные кровли. Он образуется стропилами, которые выдаются за пределы стены дома. Расстояние их выступа рассчитывается из высоты дома и ширины отмостки, зачастую это порядка 50-70 см.
Хоть и считается, что минимально допустимый размер свеса составляет 50 см, но встречаются и более узкие.
В этом случае стена дома обязательно должна иметь хорошую ветрозащиту, так как под косым дождем она будет сильно намокать.
Второй вариант исправить положение – установить кобылки, тем самым нарастив длину стропил. Но это довольно трудоемкий процесс, и при уже сделанной крыше, мало кто хочет все вскрывать и заново переделывать. Поэтому важно еще на этапе строительства предусмотреть необходимый размер свеса кровли.
Стропила соединяются между собой досками по всей длине карниза. В дальнейшем они будут закрыты облицовочным материалом.
Основные варианты устройства свесов
Визуально выступ крыши над стенами увеличивает площадь дома и зрительно уменьшает высоту здания или дома. Различают несколько основных вариантов устройства этого элемента кровли:
- Дома с мансардой. Конструкции крыши с мансардой предусматривает максимальную ширину карнизных свесов. Это связано не только для создания эстетических дизайнерских пропорций, но и для организации защиты вертикальных поверхностей фасадов под выступающими скатами мансарды.
- Дома, расположенные в спокойной климатической зоне. Если постройка находится в районах со слабой ветровой нагрузкой, то в таких случаях потоки дождя ветром не будут «задуваться» на наружные стены фасада. Поэтому нередко в таких местах встречаются здания без карнизных свесов. Примером может служить архитектурная классика – особняк в английском стиле с каменными стенами и оборудованный черепичной кровлей с крошечным узким карнизом. Такое минималистическое решение карниза вполне оправдано: каменные стены, и узкие оконные проемы не нуждаются в особой защите от непогодных условий
- Узкие свесы. Дом, оборудованный узкими свесами, визуально выглядит компактно за счет того, что узкий карнизный свес опирается на выступ стены. Получается, что свес расположен на карнизе здания, а сама конструкция карниза как бы «завернута» во фронтон здания. За счет этого внешний облик здания приобретает изящность и воздушность конструкционных линий и пропорций стремящихся вверх. Узкие свесы кровли отлично подходят для зданий, расположенных черте города с плотной застройкой, при наличии небольшого по площади приусадебного участка или при его отсутствии. В таких случаях дома с карнизами минимальных размеров за счет своей практичности идеально вписываются в окружающую застройку.
- Широкие карнизы. Свесы крыши большой ширины создают комфортное и защищенное пространства под ними. Под наружными стенами дома, оборудованного широкими карнизами, создается уютное место, в которых так и хочется поставить скамейки и кресло-качалку, украсить вазонами и подвесными кашпо с красивыми цветущими растениями. В загородном доме под широким навесом можно поместить садовый инвентарь, летнюю кладовую, место для складирования дров. Дом, оборудованный широкими карнизами, в окружении цветов, зеленых газонов, лужаек, привлекает к себе внимание неповторимым стилем и эстетичным дизайном.
Выбор конструкции карнизного свеса влияет на энергоэффективность здания. Чтобы снизить перегрев дома и создать комфортные условия проживания в летнее жаркое время года в зданиях с южной и юго-восточной ориентации, окна на первом этаже часто оборудуются защитными маркизами или ставят рольставни с затеняющими козырьками. Таким образом, можно снизить затраты на охлаждение внутренних помещений, связанные с избыточным летним нагревом жаркого солнца.
Конструктивные особенности кровельных свесов
- Если выступ построен заподлицо, в этом случае стропила не выводятся за фронтальную границу от стен, а потребуется установка сливной доски, которая будет защищать торцы от влаги и обеспечивать надежную систему крепежа водосточных желобов. Недостатком такой системы, считается незащищенность верхней стены от попадания влаги.
- При постройке дома часто функционирует система открытого типа, когда главные стропила крыши выступают за пределы стен. В этом случае, система водостока крепится к боковым частям стропил.
- При фронтонном свесе, устройство кровли полностью зависит от фантазии дизайнера, может либо выступать за границы стен, либо быть заподлицо.
Причины для подшивки карниза
Прежде чем заняться подшивкой карниза кровли, у многих возникает закономерный вопрос. Касается он того, зачем вообще проводить подобные работы.
Специалисты выделяют несколько причин, почему такая процедура будет не лишней, а даже необходимой.
- Декоративная функция. Когда кровля уложена, в нижней части торцов часто проглядываются стропила, а также другие компоненты так называемого кровельного пирога. Выглядит всё это не лучшим образом. Если подшить свес, то удастся завершить внешний вид крыши и закрыть все не особо привлекательные элементы. То есть дому придаётся завершённый внешний вид.
- Защита от ветра. Декоративная составляющая процедуры является не единственной. За счёт подшивки также удаётся предотвратить негативное влияние сильного ветра на эффективность и долговечность кровельной системы.
- Подкровельная вентиляция. Ещё один немаловажный пункт. С помощью подшивки обеспечивается эффективная работы вентиляции подкровельного пространства. Это предотвращает появление излишнего конденсата, плесени и грибка. А от этого увеличивается эксплуатационный срок всего дома.
Правильное устройство потенциально уязвимого карнизного свеса для крыши любого дома — это желательная и даже необходимая процедура. Важно лишь знать, как правильно это делать, а также какие материалы использовать.
Элементы карниза
Строение карниза зависит непосредственно от типа конструкции и способа обшивки. Но всё же есть составляющие, которые являются общими для всех боковых и фронтальных карнизов:
- стропильный свес, который может дополнительно удлиняться кобылкой;
- лобовая доска (этот элемент крепится непосредственно к концам стропил, причём строго вертикально, поскольку является основой для фиксации обшивочного материала и других составляющих карниза);
- металлический фартук, который крепится на лобовую доску;
- капельник и водосточный жёлоб;
- непосредственно конструкция свеса;
- брейка;
- обшивка.
Строение карниза зависит от типа конструкции, но все они имеют общие элементы
Оптимальный размер
Рассчитать кровельный свес — это значит найти компромисс между стоимостью и функциональностью. Оптимальный размер достигается в случае, когда необходимая величина одновременно является достаточной. Уменьшение оптимума чревато увлажнением стен, цоколя, фундамента, гниением стропильной системы и прочими негативами.
Превышение оптимального значения означает рост снеговой и ветровой нагрузки, бóльшие затраты на стройматериалы. Добавьте сюда ещё один фактор — обледенение. Одним словом, понадобится увеличение запаса прочности кровли, что, естественно, связано с дополнительными финансовыми расходами.
Поэтому чаще всего опираются на архитектурный стиль здания с учётом параметров, перечисленных в разделе, посвящённом размеру карниза крыши. Кроме того, учитывают:
- высоту дома — чем выше строение, тем шире должен быть карниз;
- ширину отмостки — при более широкой и качественной отмостке кровельные свесы можно сделать поуже;
- материалы постройки (кирпич, дерево, панели). Например, для панельных или кирпичных домов оптимальной считается ширина карнизов до 55 см, для деревянных построек — от 55 см и выше.
Нормативные требования к размерам кровельных свесов
Когда-то в строительных правилах (СНиП) были прописаны нормы для выноса стропил. Согласно им для малоэтажных строений допускались выступы не менее 60 см, а с системой водоотвода можно было делать карниз шириной 40 см. Эти нормы сохранились в СНБ –03 и рассчитаны на простые конструкции.
Сегодня же появились новые архитектурные направления с более замысловатыми фасадами и сложными кровлями, для которых нормативы пока не разработаны. И хотя старые нормативы многие уже не знают, но размеры выдерживают, в основном опираясь на здравый смысл.
О СНиП многие уже не знают, но размеры выдерживают, полагаясь на особенности конструкции и здравый смысл
Согласно СНиП II-26–76 свес кровли из алюминия и листовой стали должен выполняться из сплошного дощатого настила шириной не менее 70 см (п. 7.3). К тому же карнизные узлы при наружном водоотводе должны быть усилены двумя водоизоляционными слоями на ширину 40 см (п. 2.6).
Следовательно, свесы нужны, и ширина их должна быть не меньше 50 см. Профессиональные строители, ссылаясь на практику, считают, что делать меньшие карнизные свесы будет ошибкой. И приводят два аргумента:
- нормальные свесы увеличивают стоимость строительства в пределах 0,1–0,3%, но это будет правильный дом, надёжный и добротный;
- к тому же в будущем, возможно, потребуется дополнительная облицовка или утепление, и тогда свесы ещё уменьшатся.
Если же по проектному замыслу карнизные и фронтонные свесы отсутствуют, то для защиты дома от влаги водосток с кровли всё же делают, но скрывают его за навесным фасадом, который облицовывают современными влагозащитными материалами. В таком случае фасад здания сам защищает стены от чрезмерной влажности.
При отсутствии кровельных свесов задача защиты стен от влаги решена иначе — водосток с кровли есть, но он скрыт за навесным фасадом, который сам является защитой стен от промокания
Ширина карнизных и фронтонных свесов
Строительные нормы (СП 17.13330.2017) определяют лишь минимальную ширину карнизных свесов (600 мм), притом только для крыш без организованного водостока, которые сегодня редкость. Поэтому ширину свесов выбирают исходя из архитектурного решения дома. Скажем, для модного сегодня стиля шале характерны очень широкие свесы — более 80 см, а для английской классики — едва намеченные. Однако необходимо учитывать и практический аспект. При брусовых или бревенчатых стенах целесообразны широкие свесы, которые лучше защитят дерево и межвенцовый уплотнитель от влаги.
Как удлинить карниз на крыше
Карнизные свесы в большинстве случаев монтируют на открытые части стропильных ног. Однако не всегда длины стропил бывает достаточно. Поэтому в случае нехватки прибегают:
- К сращиванию стропил брусьями такого же сечения, что и стропильные ноги. Это самый лёгкий способ получить необходимую длину свеса. Однако при этом увеличивается вес каркаса, а значит, будет оказываться гораздо бóльшая нагрузка на стены и фундамент. Сращивают стропила методом соединения встык с использованием специальной накладки из обрезков доски по схеме «косой прируб», когда соприкасающиеся концы досок подрезают под определённым углом. Другой способ — соединение досок с нахлёстом в 1 м.
При соединении элементов внахлёст не требуется соблюдать точность подрезки, а вместо гвоздей в качестве крепежа могут использоваться шпильки с шайбами и гайками
- К удлинению стропил с помощью кобылок, на которых потом обустраивают кровельный свес. Изготавливают кобылки из более тонкой обрезной доски, благодаря чему этот способ является более дешёвым, да и каркас получается легче, несмотря на ширину карнизов.
Наращивание стропильных ног с помощью кобылок позволяет при необходимости провести ремонт и замену конструктивных деталей без разборки всей кровли
Опытные строители отдают предпочтение наращиванию стропильных ног с помощью кобылок, поскольку при этом:
- достигается существенная экономия на древесине;
- уменьшается нагрузка на конструктивные элементы дома;
- требуется меньше усилий для вывода линии карнизного свеса;
- упрощается замена или ремонт конструкции в случае повреждения какого-либо её элемента;
- появляется возможность декоративного оформления свесов.
Использование резных кобылок для обустройства карнизных свесов придаст кровле индивидуальность, поэтому такая крыша и дом в целом не останутся незамеченными
К тому же при необходимости кобылки можно установить не параллельно стропилам, а слегка горизонтально, что сделает в этом месте скат изломанным. В результате получится своеобразный трамплин, который будет отбрасывать воду подальше от стен.
Список материалов и инструментов для обшивки свесов
Чаще всего узлы карнизов двускатной кровли обшиваются доской, изготовленной из хвойных пород дерева, так как этот материал считается наиболее предпочтительным. При выборе материала необходимо обратить внимание на его влажность. Слишком влажный материал со временем способен деформироваться, что испортит внешний вид свеса.
Схема монтажа карнизного свеса шириной более 45 см.
Стоит обратить свое внимание на толщину деревянной обшивки, которая должна быть не менее 17 мм и не более 22 мм. А ширина и длина доски подбирается индивидуально. Сопряжение обшивки производится с обеих сторон. Это не касается досок, имеющих длину более 6 м. В этом случае сопряжение выполняется с шагом, равным одному метру длины материала, используемого для обшивки.
Доски, которыми обшиваются узлы карнизов двускатной кровли, должны обрабатываться водонепроницаемым составом. Делается это перед началом работ. Для этого применяется специальная краска или лак, предназначенный для обработки дерева. Деревянную обшивку необходимо обрабатывать каждые 2-3 года. Только в этом случае она сможет прослужить длительное время. Кроме досок, для обшивки можно использовать и другие строительные материалы:
Схема подшивки карнизного свеса.
- Оцинкованные стальные листы. При обшивке кровельных карнизов используется сталь, толщина которой не должна превышать 0,8 мм. Кроме обычной стали, могут быть использованы металлические листы, имеющие перфорацию. Чтобы обрезать такой материал, используют специальное оборудование. После того как листы будут готовы, их покрывают краской во избежание коррозии.
- Алюминиевые листы. Их толщина не должна превышать 6 мм, а ширина – 30 см. Для сопряжения листов используются специальные защелки.
Для обшивки свесов понадобится стандартный набор инструментов, используемых при устройстве кровли:
- строительный уровень или отвес;
- молоток;
- рулетка;
- шуруповерт;
- крепежные элементы;
- карандаш;
- строительная угловая линейка.
Древесина
Наиболее распространенный вариант обшивки – доски из древесины хвойных пород.
Материал должен быть сухим, так как влажная древесина со временем усохнет, деформируется, что ухудшит внешний вид кровли.
Рекомендуемая толщина деревянной обшивки – 17-22 мм, длина и ширина подбираются исходя из существующих габаритов крыши.
Доски, предназначенные для обшивки, обрабатываются антисептическим составом, лакируются или окрашиваются.
Крепление элементов обшивки выполняется с шагом в 1 м.
Доски длиной менее 6 м достаточно зафиксировать в двух местах – по краям.
Такое оформление требует реставрации каждые несколько лет.
Деревянная вагонка и обрезная доска
До сих пор нередко можно встретить, что для подшивки карнизного свеса выбирается настоящая древесина. Так как она устанавливается снаружи дома и подвергается агрессивному влиянию окружающей среды, к выбору материала надо подходить ответственно. Нельзя экономить и покупать слишком тонкую вагонку, ее оптимальная толщина составляет 2 см. Также она должна быть средней влажности (не подойдет слишком влажная, так как ее может «повести», но и очень сухая тоже не лучший вариант).
Для обеспечения вентиляции, доски прибиваются с отступом от стены в 2 см.
Профнастил
Можно также использовать фронтонный свес крыши из профнастила. Поскольку он сделан из металла, при монтаже необходимо учитывать, что от температуры он может менять свои размеры. Поэтому прикреплять полоски нужно, предусматривая небольшой зазор между ними.
Прикреплять профнастил рекомендуется с помощью саморезов. Использовать для этой цели гвозди не рекомендуется.
Фанерные листы и ОСБ плиты
Главное требование к плитам — это высокая влагостойкость. Установка плит и фанеры занимает минимум времени. Это обусловлено тем, что материал выпускается в виде крупных листов с достаточной жёсткостью.
Чтобы выполнить монтаж, необходимо организовать короб из деревянного бруса. К нему уже фиксируются сами плиты.
Для создания вентиляции требуется врезать в листы специальные решётки.
Подобная подшивка не отличается образцовой долговечностью. Да и в плане внешности это не будет лучшим решением. Подойдут в том случае, если нужно сделать работу быстро и за минимальные средства. После установки обязательно проводится покраска.
Пустые ПВХ панели
Такой свес будет легко повреждаться, однако, данный вариант является наиболее дешёвым. Проведение установки аналогично тому. Как устанавливается свес из вагонки.
На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми популярными в Подмосковье участками для строительства загородного дома. В фильтрах можно выставить желаемое направление, наличие газа, воды, электричества и прочих коммуникаций.
Из оцинкованной стали
Такая подшивка свесов кровли имеет вид стального листа, толщина которого составляет до 0,8 мм — плоские либо перфорированные. На края листов наносится антикоррозийная краска.
Стеновой сайдинг
Этот вариант выгодно использовать в тех случаях, когда дом был им обшит. Если тот же самый материал использовать для фронтонного свеса, то это будет выглядеть стильно.
Листы из алюминия
Их покрывают защитным слоем, который предотвращает образование коррозии металла. Размеры листов могут находиться в пределах: толщина — 6мм, ширина — 100-300 мм, длина — 6000 мм. Крепеж алюминиевых листов обшивки осуществляется на специальные защелки.
Листы стали
Толщина листов обычно составляет от 0,6 мм до 10 мм. Сталь должна быть оцинкована для того, чтобы защитить металл от ржавчины. Также могут использоваться листы из других материалов: меди или алюминия. При их монтаже происходят действия, аналогичные ранее рассмотренным.
Поскольку в процессе работы потребуется разрезать листы оцинкованной стали, нужно учитывать, что края от появления ржавчины не защищены. Чтобы это исправить, в этом месте нужно их покрасить.
Не рекомендуется использовать листы, имеющие длину свыше 5 м. Это связано с тем, что иначе они будут провисать.
Технология подшивки карниза крыши профнастилом
Крышу можно назвать одним из самых сложных конструктивных элементов здания. Она содержит в своем составе много различных взаимосвязанных деталей и частей. Помимо самого кровельного покрытия не менее важны такие элементы, как водосточная система, подшивка карниза, обустройство конька и отливов. В нашей статье мы подробно рассмотрим, как выполнить карнизный свес кровли из профнастила.
Использование софита для подшивки свеса
Этот материал специально создан для подшивки карнизов. Он выглядит в виде планок, которые делаются из самых разных материалов. Вот перечень:
- виниловые софиты;
- софиты из алюминия;
- софиты из меди;
- софиты из стали;
- софиты из ПВХ.
Преимущество материалов в том, что работы выполняются просто, быстро и надежно. Сам материал долговечный и практичный. А благодаря разнообразию цветовых решений, каждый сможет выбрать изделия под свой дизайн дома.
Комплектация для подшивки следующая: непосредственно сами панели, фаски (лобовые планки), J-образные профили с пазами и финишные планки. На фото можно увидеть эти делали.
Сами панели могут быть одинарными, двойными, тройными, сплошными (для подшивки фронтона) и перфорированными (для подшивки карнизов). А еще, дополнительно устанавливать решетку не нужно, ведь изделия уже имеют отверстия для вентиляции. На фото это четки видно.
Монтаж выполнять довольно просто, даже без определенных навыков. Цена на изделие – от 10$ м 2 .
Можно ли обойтись без свесов
Крыши без свесов стали символом современного стиля Barn house (дом-амбар). Для наружной отделки такого дома применяют атмосферостойкие панели (металлические, цементные, керамические или каменные). Часто они же служат кровельным покрытием. По сути, на стены и крышу монтируют единый навесной вентилируемый фасад. В пустом пространстве под обшивкой стен прокладывают водосточные трубы, а желоба устанавливают в плоскости кровли.
Классификация и виды свесов крыши
Крыша частной постройки имеет фронтонный свес, расположенный с фронтонной части здания, и карнизный свес, расположенный под скатами крыши.
Устройство и конструкция кровельных свесов весьма разнообразны. В связи с этим данные элементы делятся на категории:
- карнизный свес заподлицо;
- карнизный свес открытого типа;
- карнизный свес закрытого типа;
- фронтонный свес: заподлицо или с выступом стропил.
Первый вид конструкции применяют в том случае, когда стропила не выступают за фронтальную стену. В этом случае необходимо крепление сливной доски по краю стропил для защиты торцов от влаги. Недостатком таких свесов являются незащищенные верхние части стен. Свесы заподлицо должны быть шириной 55-60 см.
Виды свесов кровли.
Карниз открытого типа применяют при выступе стропил за границы стен. В этом случае водосток крепится или к боковым сторонам стропил, или к верхним граням. Такое устройство кровли широко применяют для частных домов.
Третий тип свесов образуется при закрытии выступающих концов стропил, которые имеют специальный внутренний паз. В данный паз вставляется обшивка – софиты. При наличии в доме изолированного чердака закрытый карниз должен иметь вентиляционные отверстия.
Фронтальная часть здания также нуждается в защите. Фронтонный свес выполняется и заподлицо, и с выступом стропил за границы стен. Устройство данной конструкции зависит от желания заказчика. Однако при выступе стропил необходимо обшить незащищенную область кровли. Ширина фронтонного свеса должна быть не менее 50 см.
Основные типы кровельных свесов по методу обустройства
Некачественно сделанные кровельные свесы сведут к нулю все старания по обустройству крыши. Чтобы затраты на дорогие кровельные материалы оправдались, необходимо знать, как правильно установить и обработать карнизы.
Карнизные свесы
Нижняя горизонтальная часть скатов крыши и называется карнизным свесом. Он играет ключевую роль в вентиляции кровли. Дело в том, что через него поступает воздух, который либо проходит через чердак, как у крыш чердачного типа, либо через кровельный пирог, как у крыш мансардного типа, и далее уходит через конёк. Поэтому нельзя наглухо заколотить свес, ведь в таком случае не будет проходить воздух.
Существует несколько способов, как сделать вентиляцию кровли. Во-первых, можно оставить щель между стеной и подшивочным материалом. Она не должна быть слишком большой, около полутора сантиметров. Во-вторых, использование листовых материалов при подшивке свесов даёт возможность применять готовые вентиляционные решётки. В-третьих, если свес подшивается досками, мы можем просто сделать щели между ними. Но в том случае, когда кровля, например, на основе битума, стоит увеличить площадь вентиляционных отверстий, по сравнению с, например, глиняной черепицей, так как первая вообще не пропускает воздух. А также стоит закрыть все отверстия сетками, чтобы предотвратить загрязнение кровли или чердака.
Фронтонные свесы
Способы монтажа во многом определяются весом кровли.
- Распространенный и слабый вариант, когда основа свеса – доски обшивки.
- Хороший вариант мауэрлат, прогоны и коньковый брус, выступающие из стены на величины свеса.
- Можно ко второму варианту добавить стропила, которые уже будут вне здания. Будет жестче.
Видео: как сделать большой фронтонный свес
Конструкционные различия каркасов – популярные конфигурации
Несмотря на высокий интерес к плоским крышам, лидером по популярности все-таки являются скатные кровли, к которым с некоторыми натяжками можно отнести и шатровые крыши. Поэтому при определении оптимальной конструкции преимущественно выбирают из следующих вариантов:
Односкатные
Такая конструкция является наклонной плоскостью, которая опирается на внешние разновысотные несущие стены. Ею снабжают хозяйственные постройки (гараж, веранда, сарай). Ее достоинствами считают простоту монтажа, экономичность и простоту ремонта. Недостатки: выбор такой крыши исключает устройство чердака; сильный ветер может сорвать даже хорошо закреплённую кровлю. Но современные материалы значительно повышают как красоту, так и прочность односкатных крыш частных домов – фото ниже показывает одно из решений, позволяющее сделать двухэтажный дом с мансардой.
Двускатные
Классические варианты крыши частного дома, надежно защищающие от непогоды в различных климатических условиях. Такие конструкции просты в монтаже и надежны в эксплуатации; для кровли можно подбирать любой материал. Основу составляют 2 ската (уклона), опирающиеся на две равновысотные стены.
Достоинства:
- Самоочищение от снега, маленькая вероятность протекания.
- Большой выбор доступных материалов при изготовлении.
- Возможность обустройства чердачного помещения.
Недостатки:
- Затрудненный монтаж из-за наклона кровли.
- Слабый элемент конструкции – ендова (внутренний угол в месте стыка скатов), на которую приходится максимальное климатическое воздействие.
Комбинированные (многощипцовые)
Многощипцовые (ендовые) каркасы являются одними из самых сложных. Необходимость в такой конфигурации возникает, если особенность планировки здания не позволяет использовать более простую конструкцию. Особенностями многощипцовых форм считают:
- Сложный монтаж дополнительных пересечений, требующий профессиональных знаний и хорошей погоды.
- Дополнительные затраты материалов и времени, большое количество отходного материала.
- Чтобы исключить проблемы с появлением конденсата, проводится качественное паро- и гидроизолирование, обустраивается качественная вентиляция.
Вальмовые и полувальмовые
Вальмовая крыша состоит из четырех поверхностей (скатов). Два больших по площади ската имеют форму равнобедренной трапеции, два боковых – треугольные (вальмы). В полувальмовых кровлях (их еще называют голландскими) вальма принимает усеченный вид, из-за чего на торцах здания образуются свесы с маленьким вылетом и меньшим углом наклона.
Такие виды кровли для крыши частного дома сложны в конструкции и монтаже (требуют усиления стропильной системы), зато экономичны по расходу материала; они оправдывают себя в северных районах с сильными ветрами.
Шатровые
Крыша состоит из скатов в форме равнобедренных треугольников, сходящихся в одной точке. Такую конструкцию, подразумевающую возведение мансардного этажа, сложно проектировать; смягчающее обстоятельство – минимум расходных материалов. Аэродинамическая форма кровли помогает противостоять ветрам.
Особый класс крыш составляют круглые (купольные) крыши, повторяющие форму фигуры вращения. Подобные кровли можно увидеть на культовых сооружениях; они устанавливаются на стадионах, бассейнах, промышленных зданиях, верандах и зимних садах, и все чаще – в частном строительстве.
Сводчатые (арочные)
Сводчатая (арочная) крыша может проектироваться над мансардным помещением, холлом, зимним садом или входом. В основе помещают несущую конструкцию, выполненную из металла, бетона или дерева. Покрытием служит оцинкованная сталь, гонт (дранка), стекло, поликарбонат, прозрачный шифер. Такое решение практично и оригинально; покрытие устойчиво к ветру, а использование прозрачного материала позволяет экономить электроэнергию.
Геодезические
Обычная купольная кровля создается на основе каркаса изогнутой формы.
Геодезическая купольная крыша позволяет получить конструкцию сферической формы без использования стропил и вертикальных упоров. Каркас монтируется из треугольных элементов, собранных из брусков. Между собой бруски соединяются металлическими соединителями; между рядами монтируется связывающий брус.
Узел карнизного свеса
Узлы кровли из металлочерепицы и конструкция с подшивкой для формирования технического пространства заметно отличаются. Разделяют конструкцию на 4 основных типа.
Изготовленный вровень
Свес кровли, изготовленный вровень
В этом случае длина стропильных ног не выходит за периметр здания. Но так как карниз все же необходим, производится принудительное удлинение: горизонтально к краю стропильного бруса устанавливают сливную доску. После настила кровли здесь монтируют водосток. В деревянном доме такой свес должен быть не менее 55 см, в кирпичном длина может быть уменьшена до 40 см.
Существенный недостаток решения – отсутствие защиты. Дождь и снег попадает на стены, а ветер свободно проникает в подкровельное пространство.
Открытый
Самый простой вариант: свес образуют стропильные ноги, желобок водостока монтируют на верхнюю кромку кровли. Образованный карниз не подшивается, так что лишних затрат не потребуется. Длина достаточная – 55–65 см, поэтому он хорошо защищает стены, особенно при крутом наклоне ската.
Закрытый
Свес кровли, подшитый профнастилом
Также образован выступом стропил. С внутренней стороны балок проделывают пазы, в них фиксирует обшивку. Конструкция более сложная, так как в этом случае потребуется обустроить вентиляцию. Между карнизом и стеной оставляют вентиляционные щели или же делают в подшивке отверстия и закрепляют в металлопрофиле решетку или перфорированные ламели. В этом случае воздух свободно проходит через щели, а в вентиляционную систему не попадает грязь и вода.
Вентиляция через свес позволяет избавиться от конденсата, появляющегося на верхних этажах и на чердаке здания.
Фронтонный
Никаких ограничений в конструкции нет. По нормам свес кровли может быть подшитым и неподшитым. Но на деле лучше отделать карниз подходящим материалом, чтобы защитить стропильные ноги и брусья.
Как сделать карниз крыши своими руками.
Чтобы не просто установить карниз крыши, а сделать это максимально правильно, потребуются определенные строительные и технические навыки, наличие всех необходимых инструментов, также обязательно необходимо соблюдать технику безопасности. Карнизные свес скатной кровли монтируется с использованием стропил. Порядок проведения работ будет зависеть от того, какие были выбраны отделочные материалы и каким образом они будут крепиться.
Фронтальный карниз крыши образуется за счет выпуска на необходимую длину конькового бруса. К нижней выступающей доске и коньку в натяжку крепится шнур, который служит для того, чтобы концы досок можно было обрезать на одинаковую длину. Следующим шагом должно будет крепление к выступающему торцу бруса и поперечным доскам карнизной доски. Ее еще называют ветровой. Кровельный материал укладывается на карниз крыши одновременно с креплением на кровлю общего настила. Точно так же обрезаются края стропил, выступающие за пределы стен.
Далее устанавливается карниз крыши из обрезных досок или металлического профиля. В зависимости от типа материала, выбранного для подшивки свеса, следует выбирать и материал, который будет использован для карниза. Например, для подшивки сайдинга используются металлически или виниловые профили, а для деревянной вагонки следует использовать каркас из дерева.
Прежде чем устанавливать карниз крыши, необходимо определиться с еще одним нюансом – какой будет карнизная коробка. Она может быть двух видов:
1. Горизонтальная – короба крепятся к самой низкой точке стропил и к доске, которая расположена в стыке стены постройки.
2. Вертикальная – для обшивки используются выступающие за грани стены постройки стропила. Использовать этот метод стоит только в том случае, если кровля имеет небольшой уклон.
Важно помнить, что карнизный свес должен быть подшит под прямым углом к стене постройки. Для его изготовления используется сайдинг, древесина, софит или вагонка.
Какие инструменты и материалы вам понадобятся:
- Лобовая планка с загнутым в форме буквы «Г» фальцем.
- Деревянный брусок или обрезная доска шириной от 40 мм.
- J-профиль.
- Профилированный лист.
- Ножницы по металлу или любой другой инструмент для резки профлиста.
- Саморезы по металлу с резиновыми шайбами.
- Перфоратор, если дом сделан из кирпича, пеноблока и других подобных материалов.
- Шуруповерт.
- Дюбели или саморезы по дереву.
- Строительный уровень.
- Линейка.
- Карандаш или маркер.
Поэтапная инструкция монтажа
Обшивка свесов обычно делается с лесов или стремянки. Если часть стены, которая будет закрыта обшивкой свесов, не теплоизолирована, то необходимо выполнить её теплоизоляцию до начала работ. Иначе неутеплённая часть стены будет подвержена воздействию влаги, и впоследствии для теплоизоляции придётся снимать часть обшивки свесов.
Сам процесс монтажа карниза состоит из нескольких этапов:
- Дополнительно перед началом работ необходимо выполнить подготовку стропил, которая заключается в обрезке торцов, чтобы они выступали от стены на одинаковое расстояние, находились в одной плоскости, параллельной стене здания, и под углом в 90 градусов к земле. Затем к торцам стропил крепится ветровая планка.
- После этого выполняется работа по установке обшивки к поверхностям. В случае если подшивка ведётся при помощи обрезной доски, толщина её не должна превышать 2 см. Учитывая длину свеса, обрезная доска распиливается на необходимый размер. Перед монтажом на доски наносят специальный водоотталкивающий антисептический раствор. После монтажа доски нанесение раствора выполняют повторно.
Стропила нужно тщательно подровнять - Способ крепления №1: подшивка монтируется снизу к стропилам вдоль настила крыши.
- Способ крепления №2: монтаж ведётся на деревянный каркас, состоящий из двух отрезков бруса. Один из них монтируется к стене в вертикальном положении, а второй отрезок одним концом крепится к нижнему торцу первого бруса, а вторым — к срезу стропил. Далее к этому каркасу и крепится обшивочный материал.
Чтобы обеспечить вентиляцию пространства под обшивкой, монтаж досок производится с небольшим зазором между собой. В случае применения вагонки на расстоянии не более 1,5 м друг от друга устанавливаются вентиляционные решётки.
Между досками должен иметься небольшой зазор
В случае когда для обшивки применяются софиты:
- К стене и к нижней части стропил параллельно друг к другу крепится брус. На настенный брус устанавливается профиль J или F вида в качестве паза для крепления одного края панелей софитов.
Для монтажа обшивки необходимо установить два бруса параллельно друг другу - Второй край панелей крепится к брусу, закреплённому к стропилам. Торцы панелей закрывают профилем L вида.
Самостоятельная установка панелей софитов является несложным процессом, главное перед началом работ выполнить качественно обмер всех элементов.
Софиты могут быть металлическими, пластиковыми и виниловыми
В широкий карниз может быть монтирована система освещения, но для этого должно быть достаточно места. К тому же сделать это можно исключительно для подшитого карниза. Для узкого карниза вполне подойдёт светодиодная лента.
Для монтажа светильников в обшивке карниза необходимо сделать соответствующие отверстия, в которые вывести проводку. Помните, что при этом предъявляются особые требования непосредственно к используемым материалам:
- идеально подойдёт провод ВВГ, который необходимо заземлить в металлической трубе;
- светильники нужно подбирать такие, чтобы во время эксплуатации они не нагревались, поэтому лучше выбирать светодиодные модели.
Для подсветки карнизов могут использоваться как врезные, так и накладные светильники
Особое внимание нужно уделять монтажу водостока. Способ зависит от типа самого карниза:
- при системе заподлицо водосточный жёлоб крепится к горизонтальной сливной доске;
- при открытой системе свесов есть два способа крепления: к верхним кромкам стропил или по нижнему краю данного элемента.
В последнее время становится очень популярной система антиобледенения, которая заключается в монтаже специального нагревательного провода.
Способы монтажа
По стропильной конструкции
Такой способ применяется в случае, когда скат имеет небольшой угол наклона.
Нижняя плоскость стропильных конструкций выравнивается путем монтажа накладных досок согласно разметке.
Вначале монтируются крайние детали конструкции, затем при помощи натянутой между ними лески или веревки производится окончательная установка.
По подготовленному каркасу
В этом варианте сначала выполняется обрезание стропил в вертикальной и горизонтальной плоскости. На горизонтальном срезе фиксируется брус, такой же брус крепится на стену на 10 см выше, чем лобовая доска (чтобы обеспечить естественное удаление влаги).
Монтаж фронтального свеса
Лобовая доска фронтального свеса фиксируется на обрешетке параллельно фронтону постройки.
Смотреть о подшивке фронтонов крыши. Чем и как подшить фронтон. О монтаже ендовы при кровле профлистом по ссылке. Также об устройстве ендовы на мягкой кровле. Узнать, чем дешевле крыть крышу дома здесь. Чем покрыть крышу частного дома.
На стену монтируется брус, который также служит опорой для материала подшивки.
Монтаж перфорированной виниловой подшивки
Виниловые софиты особенно ценны тем, что подходят для труднодоступных мест. Для их монтажа не нужно специальное оборудование, особые знания и навыки.
Достаточно только изучить инструкцию от производителя и наши мастер-классы:
Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте инструкции:
- Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
- Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
- Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его саморезами.
- Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
- Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
- Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
- Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.
А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытой перфорацией:
Монтаж сплошной металлической подшивки свеса
Чтобы зафиксировать металлический софит на стене, необходимо первым делом закрепить вдоль стены J-образный профиль.
При помощи строительного уровня сделайте на стене метки, которые будут идти параллельно нижнему краю карниза. На них и прикрепите принимающие профили. Далее отмерьте расстояние между желобами и профилями и отнимите 6 мм, чтобы учесть возможное расширение и сжатие материала. Что именно нужно делать, вам подскажет наша фотоинструкция:
Чтобы завести верхний край J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.
Так, просекатели Freund 360020 и Малко NHP1R легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.
Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, нужно лишь вычесть 6 мм на термическое расширение и, если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.
Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:
Финишная отделка свеса крыши
Место соединения софита со второй планкой закрывают лобовой планкой. Это необходимо, чтобы придать торцевому краю законченный вид:
Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.
В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.
Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.
Монтаж деревянной подшивки
Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способе будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.
Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:
На практике установка деревянной подшивки выглядит так:
Завершающий этап
Так как изготовление системы водоотведения требует подвеса приемных желобов, перед установкой карнизной планки на свес необходимо закрепить монтажные крюки. Они крепятся саморезами прямо к двум нижним рейкам обрешетки карнизного свеса.
Понятно, что уложенные на бруски держатели будут выступать над поверхностью обрешетки, чтоб спрятать их, приходится укладывать еще один ряд деревянных реек. На крюки крепится водоотводящий желоб, а поверх только что уложенных брусков-накладок устанавливается карнизная планка кровли из металлочерепицы.
Нижний край добора заводится внутрь желоба. Остается лишь уложить металлические листы кровли и закрепить их на обрешетке.
Софиты для подшивки кровли
1.Софиты – это панели, которыми оббивают горизонтально расположенные поверхности, обращенные книзу. Софиты похожи на сайдинг, но имеют другое строение. Их структура пропускает воздух. Это помогает в обеспечении защиты крыши от возникновения грибка. Перфорация является самой главной отличительной чертой софитов.
2.Этот материал монтируют по краям крыши к коробу. Панели скреплены между собой при помощи соединения замкового типа. Они скрывают пазы, соединяющие их друг с другом. Софиты имеют длину от 3 м до 3,6 м, а их ширина обычно достигает до 30,5 см.
3.Параметры длины и ширины у разных производителей отличаются. Максимальные размеры в основном используют производители из Америки и Канады. Они являются самыми оптимальными.
С его помощью можно оббить потолок на открытой веранде или крыльцо приусадебной беседки. В этом случае воздух имеет непрерывный доступ к поверхностям крыши, которые располагаются с внутренней стороны. При таком подходе все сооружения открытого типа не будут нуждаться в ремонте на протяжении достаточно длительного периода, поскольку надолго сохранят свой внешний вид.
Такие материалы обычно используются для крыш с покрытием из материалов непрофилированного типа. Они лучше всего подходят для подшивки частей кровли, которые выступают наружу. Это свесы, козырьки и карнизы.
Софиты с перфорацией, располагающейся по центру. Она обеспечивает достаточно хорошее вентилирование подкровельного пространства. В этом случае свес карниза представляет собой чередование полоски перфорации со сплошными полосами.
Преимущества софитов
Рассмотрим основные особенности столько популярного материала для облицовки свесов кровли.
Они не подвергаются влияниям осадков и повреждениям механического типа. Софиты не подвержены воздействиям солнечных лучей, они не гниют и стойко переносят влагу и перепады температуры.
заключается в возможности использования софитов для подшивки потолков и пространства под кровлей. Цветовые решения этого материала довольно разнообразны. Они прекрасно сочетаются с кровельными ресурсами самых разных типов.
является достаточно простым. Софиты не нужно красить или обновлять за все время их использования. Достаточно просто время от времени смывать с них грязь водой с моющим средством.
вид. Они с легкостью прячут коммуникации и проводку. Соединение замкового типа позволяет закрыть места стыковки панелей и фасадных элементов.
Этот материал не подвергается образованию грибка.
очень легкий. Установкой можно заниматься вне зависимости от времени года. Они не трескаются, и не подвергаются коррозии. Софиты могут выдержать температуру от -60 °C до — 120 °C.
Для изготовления софитов используют материалы нетоксичной полимерной группы. Помимо этого, они не воспламеняются. Поэтому материал широко применяется в постройках зданий с повышенными требованиями к огне устойчивости.
Материалы изготовления
Но даже софиты могут быть изготовлены из разных материалов, быть отличного типа и разниться по цене.
Такие софиты достаточно дешевые по сравнению с остальными видами. Они не изнашиваются, не теряют свой цвет и хорошо переносят температурные колебания. Устанавливать их очень удобно.
Софиты из этого материала наиболее прочные. Они способны выдерживать достаточно высокие нагрузки механического типа. Зачастую они идут в комплекте с кровлей. Гарантия у такого материала наиболее высокая. Стальные софиты не подвергаются коррозии.
Наиболее популярные софиты сегодня на рынке. Они очень легкие и поэтому при установке с ними достаточно просто работать. В основном такие софиты применяются в частном строительстве. Алюминиевые варианты облицовки способны скрыть многие дефекты. Одним из главных преимуществ таких софитов является отсутствие склонности к расширению под воздействием температур.
Стойкость медных софитов невероятно высокая, они служат на протяжении долгого времени. Крепления между ними имеют вид замков. Они прячут места скрепления.
Цвета софита кровли
Софиты для кровли бывают разных цветов. Самые популярные из них – это белый и коричневый материал. Также большой популярностью пользуются и цветные варианты, они не слишком дорогие, но и не такие дешевые по сравнению с классическими вариантами. Для облицовки крыши с ними в комплексе хорошо использовать сайдинг, тогда подшивка не будет выделяться на фасадном фоне.
Боковой карниз крыши
Фронтонная часть кровли также имеет небольшой карнизный свес. Обычно он не превышает 30 см. Его также можно закрыть профнастилом по тем же технологиям. Правда, здесь проще работать в плане сборки каркаса, потому что опорные элементы, к которым впоследствии будут крепиться металлические панели, сами крепятся к обрешетке крыши. То есть, ничего высверливать не надо. Все детали крепятся между собой саморезами по дереву.
Каркас собирается из двух реек или досок, которые укладываются параллельно между собой и вдоль свеса с креплением к обрешетке. Никакие дополнительные элементы здесь больше не требуются, потому что доски крепятся к обрешетке, которая собой представляет часто уложенные рейки. То есть, количество точек крепления достаточно, чтобы гарантировать прочность и жесткость каркасной конструкции.
Монтаж системы обогрева
Монтаж системы обогрева кровли является далеко не простым процессом и влечёт за собой высокие финансовые и временные затраты. Но затраченные усилия в будущем полностью себя оправдают. Монтаж можно выполнить и самостоятельно, но вот для испытания этой системы настоятельно рекомендуется привлекать специалистов для обеспечения гарантии бесперебойной и безопасной эксплуатации в дальнейшем.
Порядок проектирования системы обогрева кровли и водостоков:
- Выбор участков крыши, которые будут обогреваться.
- Определение типа электрического кабеля исходя из условий эксплуатации.
- Подбор системы управления и контроля.
- Выбор мест установки клеммных колодок.
Клеммные колодки нужно располагать в безопасном месте - Определение необходимой марки, длины и методов монтажа нагревательного кабеля.
- Определение электрической и тепловой мощности системы обогрева, подбор автоматов защиты, определение нагрузок по фазам.
- Определение способа монтажа силовых кабелей.
- Выбор электротехнического оборудования для щитка управления.
- Разработка и выпуск комплекта проектной документации.
Способ подвода электрического кабеля при установке системы обогрева должен обеспечивать максимальную скрытность. Крепление этого кабеля выполняют при помощи коррозионностойкого крепежа, который обеспечивает надёжное крепление и имеет презентабельный вид.
Для систем обогрева крыш с твёрдым покрытием и систем водостока из оцинковки используют нагревательный кабель, имеющий тепловую мощность порядка 25 Вт/м. Для мягкой кровли и водосточной системы из пластика максимальная тепловая мощность нагревательного кабеля не должна превышать 20 Вт/м.
Система обогрева карниза предотвратит падение глыб снега
Для обеспечения необходимой мощности обогрева определённой поверхности нагревательный кабель при укладке крепится на требуемом расстоянии при помощи специальной монтажной ленты. Стандартный шаг крепления равен порядка 3 см, но в каждом отдельном случае подбирается индивидуально. Для этого требуется в обязательном порядке выполнить расчёт требуемой мощности для обогрева имеющейся кровли и водосточной системы.
Для монтажа электронагревательного кабеля достаточно часто применяют специальную сетку с хомутами. При этом затяжка хомутов производится максимально аккуратно, чтобы не допустить повреждений и пережатий кабеля, которые могут привести к местным перегревам, и, как следствие, к нарушению работы всей системы обогрева.
Методы, с помощью которых производится монтаж элементов кровельных систем обогрева, развиваются непрерывно. Крепёж, требующий выполнение отверстий, заменяется более эффективными видами. Одним из таких крепежей является клеящая лента на основе алюминиевой фольги, имеющая долгий срок службы. Нагревательный кабель крепится лентой по всей длине. Так как алюминий имеет большую теплопроводность, при работе кабеля образуется зона обогрева, равная его длине и имеющая ширину до 14 сантиметров. Эта площадь превышает образующуюся при обычном способе крепления. Такой способ монтажа выполняется без сверления отверстий. Кабель не повреждается при сходе снега с кровли. Укладка и крепление нагревательного кабеля при помощи ленты обязательно производится при температуре воздуха и поверхности кровли выше нуля.
Гидроизоляция и вентиляция
Под крышей всегда собирается влага, выделяемая из помещений дома. Чтобы это предотвратить, необходимо так организовать кровлю, чтобы температура снаружи и под крышей были одинаковыми. Для выполнения этой цели нужно позаботиться о правильной паро- и теплоизоляции, а также о вентиляции.
Гидроизоляцию чаще всего монтируют перед креплением листов профнастила по обрешетке.
где 1 — стропильная нога; 2- гидроизоляция; 3- стропильные планки(брус конробрешетки); 4 — обрешетка.
Совет от профессионалов: гидроизоляционную пленку устанавливайте таким образом, чтобы она немного свисала, примерно на 20 мм, в положении перпендикулярно скату кровли. Начинать монтаж следует от нижнего края крыши к коньку. Нахлест ее, герметизированный клейкой лентой, должен составлять 100-150 мм.
Способ укладки пленки на стропила:
Чтобы обеспечить максимально эффективное перемещение воздушного потока от карниза под гребень кровли организовывают вентиляционные отверстия между коньковой планкой и кровельными листами. В местах, где воздух поступает трудно, необходимо проделать еще дополнительные каналы для вентиляции. Однако самым простым способом является размещение деревянных реек непосредственно на слой гидроизоляции.
Стропильные планки и обрешетка
Поверх гидро- и пароизоляции монтируются стропильные планки или же стальные прогоны, если высота профиля становит 40 мм. Далее к ним в продольном направлении крепится обрешетка, шаг которой зависит от вида профнастила.
Для организации обрешетки потребуется:
- брус размером 50×50 мм;
- доска 32×10 мм;
- влагостойкие листы фанеры диаметром 10 мм.
Обрешетка бывает двух видов: сплошная и прореженная. Первый тип устанавливают на ребрах, коньках и вокруг дымоходов. Шаг прореженной составляет 50 мм. Доски укладывайте на одинаковом расстоянии, это облегчит весь дальнейших процесс по креплению листов профнастила.
Все деревянные детали обязательно обработайте антисептиком и противопожарной смесью.
Специалисты советуют еще поверх обрешетки укладывать так называемую диффузионную прокладку, которая будет препятствовать возникновению конденсата. Крепится она с помощью небольших гвоздей с широкой шляпкой.
К обустройству обрешетки следует отнестись с особой ответственностью, так как от нее в большей степени зависит надежность всей конструкции.
Точных стандартов толщины обрешетки также не существует, все зависит от тех же параметров профлистов и длины крепежа. Минимальные размеры сечения обрешетки становят 32 /100 мм. Доска, которая расположена вдоль карниза, должна быть немного толще, чем все остальные. Возле дымоходной трубы необходимо организовать крепление дополнительных досок.
Как монтировать водосток
Карнизные свесы крыши служат основой для монтажа водостоков, без которых стекающая с крыши вода будет попадать на цоколь, размывать отмостку и грунт вдоль дома. Сегодня наиболее популярны водостоки из ПВХ и оцинкованной стали с полимерным покрытием. Первые существенно дешевле, проще в монтаже и не шумят в дождь. Зато металлические изделия дольше сохраняют первоначальный цвет и в целом рассчитаны на более продолжительный срок службы.
Большинство компаний предлагает комплектующие водостоков двух типоразмеров: для крыш площадью 60-100 м2 (желоба шириной 110-120 мм и трубы диаметром 80-90 мм) и для крыш площадью 80-150 м2 (соответственно 120-150 и 100-125 мм). Жёлоб длиной до 8 м достаточно оснастить одним спуском (вертикальной трубой), установленным на углу здания. При большей длине устраивают два спуска, делая разуклонку желобов от середины к концам.
ShutterStockПри широких свесах приходится делать отводы от водосточного жёлоба с небольшим наклоном. Эти отводы обладают значительным гидравлическим сопротивлением, поэтому могут потребоваться дополнительные спуски.
AquasystemВодостоки из меди со временем покрываются красивой патиной.
Установка конька и снегобарьера
Начинай монтажные работы, связанные с креплением конька, следует с той стороны, которая менее подвержена порывам ветра и вождям. К примеру, если для вашей местности преобладающей ветреной стороной считается запад, тогда крепление конька лучше начинать с востока. Он может быть простым, фигурным или же черепичным. Фиксация конька осуществляется с помощью саморезов с шагом 200-300 мм, также не стоит забывать об уплотнительной прокладке и вентиляционном зазоре.
Снегобарьер особо актуален во время оттепели, он предотвращает лавинное падение снега с металлической кровли. Его необходимо установить немного ниже края кровли поперек ската крыши. Крепление осуществляют в заблаговременно смонтированные брусья.
Видео описание
В видео можно увидеть устройство свеса кровли:
Как подшить фронтонный свес
Способы подшивки свесов
Существует два способа подшивки свесов:
Первый способ используют, когда угол кровли большой. Берем доску примерно с толщиной в 40 см. и крепим ее в пространстве между стеной и стропилами. Есть маленький нюанс, если один край данной доски крепиться к ноге стропил, то следует установить вторую доску вертикально, для выравнивания плоскости.
Второй метод используют при незначительных уклонах кровли. Стропила должны образовывать ровную поверхность, но достичь этого крайне тяжело. Поэтому применяют тонкие доски, которые крепятся к стропилам, длина которых от стены до края навеса. Выравнивать доски следует по шпагату, а крепить с помощью саморезов или железных уголков.
Материалы, которые используют при отделке свесов
Вагонка. Один из самых удобных вариантов. Следует обратить внимание, на то, что все элементы требуется обработать специальными средствами до монтажа. Вместо отделочной шпунтовой доски, можно использовать доски из сосны и ели. Монтаж начинается с того что, брус крепиться к стене параллельно нижнему краю стропил. Между стропилами и брусом устанавливают дополнительную доску на одном уровне.
После этого делаем обрешетку и приступаем к монтажу вагонки. Каждая доска обрезается по длине индивидуально, а при крепеже оставляют расстояние между досками 2-3 мм.
Профнастил. На уровне свеса, вдоль стены и вдоль стропил крепят брус на одном уровне. Вымеряем размеры и нарезаем профилированный металлический лист. Так же не забываем, что металл при высоких температурах расширяется, а при низких сужается, поэтому крепим полоски с небольшими зазорами. А еще не забываем устанавливать решетки. Крепим с помощью саморезов, гвозди не рекомендуются, так как
крепление будет не плотным, а так же можно деформировать поверхность молотком. Стыки декорируются внешними и внутренними угловыми планками.
- ПВХ пластиковые пустотелые панели. Их часто используют для устройства фронтонного свеса. На данный момент самый дешевый метод подшивки. Очень легко повреждается и не надежный.
Листы оцинкованной стали, алюминия или меди. Все листы имеют толщину от 0.6 мм. до 1 мм. Монтаж так же прост, выравниваем поверхность. Размечаем листы согласно шаблонам.
При резке оцинкованной стали края обрабатывают краской, чтобы ржавчина не появилась. А алюминий и медь покрывают специальным полимерным покрытием, для более качественной защиты.
Алюминиевые и медные листы крепятся с помощью специальных фиксирующих защелок.
- Сайдинг стеновой. Этот вид отделки идеально подходит, когда дом полностью обшивают сайдингом. Получается красиво и в едином стиле. Крепеж проходит по такому же принципу, как и крепление поверхности всего дома.
Бывают ПВХ и металлические софиты. Самый востребованный материал. Выполняются в различных исполнениях плоские, перфорированные, в виде решеток. Имеют богатую палитру.
В комплект к софитам следует приобрести планки в виде латинских букв L и F.
F крепят со стороны карниза. А планку L на специальной рейке, которую крепят к стене.
Желательно все разметить, перед монтажом.
Затем снимаем размеры от рейки до F планки, вычитаем 5-6 мм. для температурного расширения. И нарезаем софиты нужной длины.
Подготовленные элементы слегка сгибают и крепят на свое место с помощью саморезов по металлу.
Специалисты не рекомендуют проводить монтаж подшивки свеса при температуре окружающей среды ниже +15 градусов по Цельсию.
Монтаж фронтонного свеса крыши можно выполнить своими руками, сейчас много фото и видео на просторах интернета, изучайте и вперед. Не стоит торопиться и следует быть аккуратными. Но лучше доверить дело специалистам.
Распространенные ошибки при монтаже
При соблюдении некоторых нюансов по монтажу кровли из профнастила, следует избегать ошибок, которые могут привести в серьезным последствиям:
- важно начать стелить профнастил с правильного края. Измерив края, следует производить укладку с края, имеющего наименьший показатель. Таким образом можно избежать зазоров в нахлесте;
- при наложении материала следует избегать наступания ногой на нижний слой, чтобы предотвратить смещение;
- не следует выравнивать листы по краю торца. В качестве уровня следует использовать веревку;
- важно учитывать направление ветра на местности. Листы, уложенные против ветра, способны пропускать снежные и дождевые потоки.
Таким образом, кровельное покрытие из покрытия профнастила можно грамотно уложить как при помощи специалистов, так и самостоятельно. Соблюдение инструкции и несложных правил поможет качественно застелить крышу и обеспечить дому надежную защиту.
Техника безопасности
Как и любая работа на высоте, монтаж кровли предполагает меры по защите человека от падения.
- Для перемещения по крыше должны быть установлены специальные упоры, переходные мостики, подмостки, ходовые трапы.
- Все лестничные элементы обязательно навешиваются на специальные крюки.
- Хождение по черепице и подкладочным коврам запрещено.
Уход за профнастилом
В уходе этот кровельный материал совсем не прихотлив. Однако с ним следует обращаться особо аккуратно, так как профильные листы можно легко повредить. Перед монтажом не складывайте их на землю, а лучше используйте для этого специальную дощатую подставку, доски которой имеют толщину около 25 см и расположены с шагом 50 см. Хотя бы раз в полгода делайте генеральную чистку кровли от грязи, листов и других «вредителей».
В случае появления царапин на листе, то в этом нет ничего страшного, так как цинковый слой, расположенный под пластиком, защитит профнастил от ржавчины, а место повреждения можно обработать краской того же цвета.
Советы и рекомендации
Больше всего ошибок допускается на этапе укладки полотна пароизоляции и установки капельника. Обычно полотно стараются не заводить на планку капельника, а поднять и уложить на уровне карнизной металлической накладки. В этом случае капельная система остается сухой, а большая часть конденсата стекает и собирается лужей под металлическим листом кровли, так как преодолеть подъем через дополнительный деревянный брус вода не в состоянии.
Идея сливать конденсат в желоб хороша, но она работает только в сухом и жарком климате. При сильных морозах такая дренажная система карнизного свеса должным образом не работает, а скопившийся водный конденсат рано или поздно проникнет в толщу утеплителя, и карнизный свес будет постепенно прогибаться под собственным весом. В этом случае приходится вскрывать гидроизоляцию и отводить конденсат через подшивку софитами.
Второй распространенной ошибкой является укладка пароизоляции без клеевой ленты. Впоследствии полотно либо съезжает к нижнему торцу стропил, либо проседает и оголяет край утеплителя для сконденсированных водяных паров. Если нет ленты, полотно можно наклеить на любом водостойком клее или герметике. Понятно, что полотнище гидроизоляции необходимо укладывать на рейки с запасом по 50-60 мм с каждой стороны. Это необходимо, чтобы скомпенсировать провис и деформацию материала.
Отзывы строителей о способах устройства карнизных свесов
Я у себя делал 70 см, вполне хороший размер, и вид и защита от дождя. Но если будет хороший боковой дождь да ещё и с хорошим ветром то и 1.5 м не поможет…
Serg_v
Вообще такие вещи увязывают с архитектурой здания. Жестких требований нет. Считается, что чем больше, тем лучше — не заливает на стены, выглядит симпатичнее. Я обычно в проектах делаю 60–80 см (от стены) с условием, чтобы не перекрывало свет в окна (по высоте) — не льет напрямую на цоколь, можно пройти вокруг здания. Больше 80 см делать надо осторожно — там уже на расчетную нагрузку приходится смотреть. Разумеется, при неорганизованном водосборе, отмостка должна быть больше вылета карниза.
ac_52
Не выводя мауэрлат за фронтон для цементно-песчаной черепицы свес можно сделать 30–40 см. Нет, конечно, можно сделать и больше, но лучше если будут выведены мауэрлаты, смонтированы по две стропилины и вперед! Не забывайте что черепица имеет определенный вес!
var
Я для двухэтажных коттеджей (от отмостки примерно 7 метров с цоколем) делаю 700. Вот нравится эта цифра и всё тут. Меньше 500 не стал бы делать для двухэтажного дома. Но мечтаю сделать дом с пологой кровлей на большом выносе, затеняющем окна и с мощными визуально деревянными раскосами. Вот нравится этот экстерьер и всё тут. Но никто ничего подобного не заказывает мне…
Villy-Churak
Величина свеса не менее 400 мм, для того чтобы не замачивались стены. Серия 2.160–9 в.1 Крыши сельских зданий.
proekt
В кирпичном одно- двухэтажном здании делаю карнизный свес из 3–4 рядов полнотелого кирпича общим вылетом 120–160 мм. Необходимость организованной водосточной системы определяется в каждом конкретном случае. С учётом устройства по карнизному свесу оцинкованного фартука по кровельным костылям с вылетом не менее 80 мм общая длина карнизного свеса достигает 200–250 мм.
Undewar
Скорее величину свеса вам задаст архитектор исходя из своих внутренних творческих потребностей. А с другой стороны, величина свеса будет ограничиваться прочностью применяемых материалов для несущих конструкций кровли.
Forrest_Gump
Подведем итоги
Подшивка свесов кровли – это неотъемлемая часть создания кровельной конструкции. Это отличный способ защитить дом и придать ему завершенного вида. Остается только выбрать способ крепления и закупить подходящий материал. Радует то, что их достаточно много, поэтому каждый сможет найти идеальный вариант для себя. А мы рассмотрели особенности и цены всех материалов, что помогут в выборе. Остается только воплотить все в жизнь. А благодаря видео, размещенным выше, с работой справится даже новичок, что не имеет навыков в работе.