Зачем снимают кондиционер
Помимо вышеперечисленных причин, сплит-систему снимают в следующих случаях:
- При необходимости замены устаревшей техники на новую или подобную этой.
- Если хотят перенести кондиционер из одного помещения в другое.
- Из-за перестройки или перепланировки недвижимости.
О способах и трудностях демонтажа своими руками
Как правило, владельцы частных домов и квартир устанавливают 2 разновидности кондиционеров — моноблочные (мобильные) и сплит-системы. С первыми особых проблем не возникает, поскольку в подобных моделях все основные элементы заключены в едином корпусе, и для перемещения агрегата достаточно просто отсоединить воздуховод.
Демонтаж мобильной версии заключается в отсоединении воздуховода
Помимо моноблоков и «сплитов», существуют другие разновидности климатических установок — кассетные, канальные и колонные. Но обычно такую технику устанавливают в офисах, торговых центрах и других помещениях большой площади, в частных жилищах она используется достаточно редко.
Сплит-система состоит из двух секций, расположенных внутри и снаружи жилища. Они соединены между собой двумя магистралями, по которым в различных агрегатных состояниях циркулирует хладагент — фреон. По медной трубке малого диаметра он в виде жидкости течёт из внешнего блока во внутренний. По магистрали большого диаметра газообразный хладагент движется в противоположном направлении. Отсюда возникает ряд трудностей, поджидающих несведущего пользователя при попытке самостоятельного демонтажа:
- Полная либо частичная потеря фреона в результате неквалифицированного отсоединения магистральных трубопроводов.
- Попадание в трубки и теплообменники воздуха, содержащего влагу. При неправильной установке сплит-системы в другом месте несжимаемая влага попадёт в компрессор и может нанести ему вред.
- Засорение медных трубок при вытягивании их из стены и во время транспортировки. Влага или песок во фреоновом контуре — это быстрая «смерть» компрессора.
- При отключении магистралей от патрубков внутренней секции можно случайно свернуть припаянные к ним резьбовые сгоны.
- Отсоединение проводов электропитания без пометок на клеммах, куда они были подключены, ведёт к путанице в процессе повторного монтажа.
- Слишком короткая обрезка дренажной трубки, выводящей на улицу конденсат.
- Потеря во время перевозки винтиков и прочих мелких деталей, не закреплённых после демонтажа.
Сплит-система состоит из двух секций и коммуникаций между ними
Большинство из перечисленных случаев ведут к дорогостоящему ремонту вашего кондиционера в специализированной мастерской, поэтому перед снятием сплит-системы необходимо внимательно изучить инструкцию, приведённую ниже.
Демонтировать внутренний и наружный блок можно тремя способами:
- простая разборка с выпуском хладагента в атмосферу;
- с сохранением фреона в системе по методике «на глазок»;
- с применением специального оборудования, позволяющего полностью сберечь хладагент в контуре.
Наилучший результат даёт последний способ, хотя в определённых обстоятельствах применяются все три. Чтобы у вас не возникло проблем с установкой снятого кондиционера и его дальнейшей эксплуатацией, рекомендуется действовать по третьему варианту, предварительно ознакомившись с методикой сохранения фреона.
Можно ли демонтировать кондиционер своими руками
Достаточно иметь под рукой заранее приобретённый специализированный инструмент, знать некоторые технические тонкости и не торопиться. Возникает вопрос: зачем тратить время и силы, если можно вызвать соответствующих специалистов, которые произведут необходимые операции за короткое время? Можно, но существует две причины, по которым делать этого не следует:
- Цена – самый важный аспект. Средняя ценовая политика на демонтаж современной сплит-системы составляет 4000 рублей. Речь идёт о небольших квартирных моделях. Если устройство имеет солидные габариты и устанавливается преимущественно в офисах, то цена поднимется до 10000 рублей. Довольно существенно для бюджета.
- Вероятность попадания на низкокачественных «специалистов». Современное желание населения на своё собственное дело приводит к массовому появлению людей, не разбирающихся в той работе, которую они выполняют. Также и с некоторыми «мастерами» кондиционеров. Поэтому увеличивается шанс, что за большие деньги процедура будет выполнена некачественно.
Но следует сразу сказать, что не всегда снятие сплит-системы вручную может завершиться успехом. Частой проблемой является полное вытекание фреона, который достаточно дорогостоящий, и цена нового составляет не менее 1500 рублей. Поэтому при снятии кондиционера своими руками все действия следует выполнять точно.
С сохранением фреона
Демонтировать сплит систему можно тремя способами. Традиционный метод заключается в закрытии во время сплита крана на выходе со внешним блоком. Через пару минут происходит перекрытие второго крана и выключения сплита. Для отключения системы следует позвать на помощь.
Шаги выполнения работ:
- Открутить на краниках заглушки. Подсоединить измерительные системы в виде манометров. Следует быть аккуратным при этих процедурах во избежание получения ожога и использования перчаток.
- Запустить кондиционер на охлаждение. Настроить самый низкий температурный режим.
- Шестигранным ключом закрыть кран тонкой трубочки. По часовой стрелке закрутить гайку. Понизить давление на манометре.
- Спустя двадцать секунд закрыть кран с трубкой. Немедленно отсоединить кондиционер из сети.
Второй способ заключается в отсутствии манометров. Последовательность такая же, как и в предыдущем случае, только без пропуска первого пункта. На четвертом этапе подождать.
Третий метод следует использовать при отсутствии другого понимания. К примеру, при отрицательной температуре на улице или отсутствии возможности дождаться мастера. При таком способе закрыть несколько кранов. Фреонный остаток убрать и открутить гайки.
Без его сохранения
Без фреона рабочего внешнего блока демонтировать кондиционер можно, но потом его придется выкинуть. Причиной будет служить поломка компрессорного вакуумного насоса.
Минусы самостоятельного демонтажа
Основная опасность – не перекаченный фреон. А это может произойти, если нет специального манометра для измерения давления на газовой магистрали. Замерзание паров воды в кондиционере ведет к поломке насоса.
Действия непрофессиональными инструментами приведут к повреждению труб испарителя внутреннего блока, которые находятся очень близко к месту крепления прибора в стены.
Если трубопровод был обрезан слишком коротко, то он может просто не подойти по длине при последующем монтаже. Наращивание нового выводит агрегат из строя.
Испарительные блоки канальных сплит-систем, помимо откачки хладагента, отсоединения трубопровода, электрических проводов и дренажного шланга, требуют аккуратного разъединения с воздуховодами. Сделать это без опыта достаточно сложно.
Чтобы демонтировать кондиционер самостоятельно, понадобятся специальные инструменты, стоимость которых значительно превышает цены на демонтаж квалифицированными мастерами, даже при условии взятия их напрокат.
Крупногабаритные полупромышленные сплиты имеют немалые вес и размеры. Снять их одному невозможно. Сюда можно добавить и сложности со снятием внешнего блока – он находится на фасаде здания, нередко на достаточной высоте и приличном отдалении от окна. Здесь в любом случае понадобится команда промышленных альпинистов, если мастер-самодеятель не хочет рисковать жизнью.
Гарантировать 100% сохранность функциональности кондиционера при его демонтаже своими руками не может никто. Риски доставить прибор до нового объекта в неисправном состоянии очень велики.
Если эти доводы не останавливают человека в его решении попробовать себя в роли мастера-монтажника, то следует самостоятельно внимательно изучить инструкции по демонтажу кондиционеров различного типа, приведенные ниже.
Подробный инструктаж по демонтажу
Итак, если всё вышеизложенное принято к сведению, можно приступать к работам, связанным с выводом кондиционера из работы и последующим удалением с его «рабочего места». Рассмотрим пошагово этот процесс для лучшего понимания и представления.
Подготовительные мероприятия
Первым делом необходимо приготовить такой комплект инструментов и приспособлений:
- отвёртки с крестообразным и плоским шлицем;
- набор рожковых ключей;
- канцелярский нож;
- шестигранные ключи размерами 5…10 мм;
- манометрический коллектор либо манометр с трубкой и резьбовым соединением, рассчитанный на максимальное давление 10—15 Бар;
- скотч малярный и маркер;
- изоляционная лента либо обычный скотч.
Манометрический коллектор на 1 вентиль
Манометрический коллектор точно понадобится в том случае, когда вы планируете смонтировать сплит-систему в другом помещении, так что его лучше взять в аренду, а покупать выйдет слишком дорого.
Шестигранные ключи нужны для вращения вентилей сервисных портов
Также для удобного и безопасного ведения работ необходима стремянка, чтобы спокойно добраться до внутреннего модуля, установленного под потолком. Внешнюю секцию, расположенную на стене многоквартирного дома, лучше втягивать через окно, предварительно обвязав верёвкой. Здесь нелишними будут услуги помощника.
Сервисные порты расположены на боковой панели наружного блока
Важный этап подготовки — обеспечить сохранение хладагента с наименьшими потерями. Для этого используется принцип действия кондиционера, благодаря которому весь фреон можно собрать в одном месте — контуре наружного блока. Приготовив инструменты, действуйте согласно инструкции:
- Прикрывая рукой инфракрасный элемент на пульте дистанционного управления, переключите сплит систему в режим «Турбо» и выставьте минимальную температуру. Уберите руку с элемента и направьте пульт на кондиционер. Таким способом вы запускаете компрессор сразу на полную мощность.
- Подключите шланг от манометра к сервисному штуцеру, расположенному на боковой стороне наружного блока, после чего он сразу покажет давление в системе. В некоторых моделях эти патрубки прячутся под крышкой, её нужно снять.
- Открутите 2 гайки — заглушки, находящиеся на торцах штуцеров. Под ними обнаружатся вентили, регулируемые шестигранным ключом. Подберите подходящий шестигранник по размеру.
- Перекройте кран магистрали с жидким хладагентом (это более тонкая трубка) и следите за показаниями манометра. В это время компрессор втягивает газообразный фреон через вторую трубку.
- Когда стрелка прибора упадёт на ноль и станет уходить в зону вакуума, закройте второй вентиль и быстро отключите кондиционер пультом дистанционного управления. На этом всё, хладагент в полном объёме находится в контуре внешнего модуля.
Манометр присоединяется к специальному штуцеру
В сплит-системах, заправленных разными марками фреона (бывает R22 и R410), отличается диаметр резьбы сервисного штуцера, куда подключается манометр. Для R410 нужен специальный переходник, который следует приготовить заранее.
Для перекачки фреона надо закрыть вентиль жидкостной магистрали
Сохранение хладагента по способу «на глазок» производится без манометрического коллектора. После закрытия жидкостного вентиля надо выждать около 40—50 секунд, после чего закрывать газовый кран и отключать бытовой прибор. Недостаток ясен: вы не узнаете, сколько фреона успело попасть в наружный блок, а долго держать работающий компрессор с перекрытой магистралью недопустимо. Результат проявится при следующей установке «сплита» и его запуске.
Предосторожности
Если кондиционер вышел из строя и не подлежит ремонту, то его снять просто — нет нужды сохранять фреон, не важна герметичность компрессора, конденсатора и испарителя.
С рабочим кондиционером так поступать нельзя. И в этом случае главное, чтобы внутрь системы не попали пыль и даже воздух. Иначе можно говорить о гарантированном выходе компрессора после монтажа и пуска кондиционера на новом месте. Причина — особенность устройства вакуумного насоса.
Фреон чрезвычайно текуч, а разница температур на входе и выходе достигает нескольких десятков градусов. Никакие уплотнители и кольца, используемые в обычных насосах и компрессорах, не выдержат таких условий эксплуатации. Необходимая герметичность достигается за счет исключительно точной подгонки поверхности движущихся элементов насоса к внутренней геометрии камер. Малейшая царапина твердой частицей приводит к выходу из строя компрессора. А такой частицей может быть и крупинка льда, образовавшаяся при замерзании влаги в попавшем внутрь воздухе.
Именно поэтому новые кондиционеры продают заполненными инертным газом, который перед закачкой фреона откачивают вакуумным насосом.
Когда снимают кондиционер самостоятельно фреон надо откачать, а блоки разъединить. Сделать это надо так, чтобы внутрь системы не попала пыль вместе с воздухом. То есть создать там вакуум. И желательно фреон сохранить полностью (или его большую часть), чтобы на новом месте было проще привести систему в рабочее состояние.
Спуск фреона
Есть два способа демонтажа рабочего кондиционера:
- Применение манометрической станции для сбора фреона во внешнем блоке.
- Использование станции откачки и сбора фреона, подключаемой к специальному двухвентильному баллону. У станции есть собственный манометрический коллектор и компрессор для откачки хладагента в жидком или газообразном состоянии.
Первый способ более «доступный», но его можно использовать только при запуске кондиционера — транспортировка фреона происходит за счет штатного компрессора.
Второй способ универсальный. Его можно использовать даже зимой, когда кондиционер нельзя включать из-за низкой температуры на улице. Достоинство такого способа еще и в том, что внешний блок будет вакуумирован — без фреона в конденсаторе. Что гораздо безопаснее при перевозке на новое место. Но аренда такой станции и баллона будет стоить дороже, чем обычного манометрического коллектора.
Сбор фреона во внешнем блоке
Сбоку на корпусе наружного блока есть два штуцера, от которых отходят трубки:
- тонкая — для транспортировки жидкого фреона из конденсатора в испаритель;
- толстая — для закачки газообразного фреона в конденсатор.
У обоих штуцеров под крышками есть головки перекрывающего клапана. От головки газового отходит отвод с ниппелем.
Сбор фреона в конденсаторе проходит в следующем порядке:
- Со штуцеров и ниппеля снимают защитные крышки.
- К ниппелю подсоединяют коллектор.
- Включают кондиционер на максимальный «холод».
- Спустя несколько минут перекрывают клапан жидкостного штуцера, прекращая подачу фреона в испаритель.
- По манометру контролируют давление.
- Когда стрелка покажет «-1 МПа», закручивают шестигранником клапан газового штуцера и сразу отключают кондиционер (для чего и нужен помощник) — при длительном холостом режиме насос компрессора может выйти из строя.
Как подготовить рабочее место
Необходимо убрать из комнаты всю мебель и другие личные вещи, а также домашних животных. Если демонтаж производится в зимнее время года, то следует обеспокоиться отоплением. Таким образом люди, проживающие в помещении, избегут неудобств. При демонтаже наружного блока учитывается такой фактор, как высота, на которой установлена внешняя часть кондиционера.
Первые этажи
Если сплит-система находится на первом этаже, то понадобится стремянка, с которой легко достать до нее. Если система установлена на втором этаже, необходима раздвижная лестница. Чем выше этаж – тем больше сложностей может возникнуть с демонтажом и тем внимательнее нужно отнестись к процедуре снятия кондиционера.
Если нужно подниматься еще выше, то понадобится автокран. А также помощь строителей или напарника, ведь снять наружный блок не слишком просто. Сделать это можно, если вся система соединена (когда человек думает, как снять кондиционер без потери фреона, он должен знать, что компрессор и холодильный контур не разъединяются между собой). Вся сплит-система весит около 20 кг, поэтому одному человеку ее не удержать. Если рядом есть балкон, можно обвязать блок веревками и втащить туда, чтобы не нанимать другую технику.
Верхние этажи
Если кондиционер установлен на верхнем этаже, то место необходимо оцепить во избежание травм прохожих людей, а также порчи чужого имущества. При падении с большой высоты инструмент или запчасть может нанести существенный вред человеку или автомобилю, припаркованному рядом.
Понадобятся страховочные тросы, а также другой инвентарь, способный уберечь человека от падения. Проработка последующих действий на высоте, а также расположение инвентаря поможет избежать трудностей в дальнейшей работе, а также несчастного случая.
Набор инструментов
Разборку, как и установку кондиционера настоятельно рекомендуется доверять профессиональным монтажникам. Это во многом гарантирует качественно проведенную процедуру монтажа, без появления неприятных последствий в обоих случаях. Но если средств на дорогостоящую услугу нет, при определенных умениях, навыках разборку возможно произвести самостоятельно.
Основной момент при демонтаже сплит-системы – аккуратное, последовательное соблюдение основных правил, которые позволят сохранить функционирование оборудования. Во многом здесь будут полезны специальные инструменты, которые помогут совершить разборку с наименьшими усилиями, более качественно. К ним относятся:
- труборез
- бокорез
- строительный нож
- отвертка крестовая
- отвертка интегральная
- шестигранные ключи торцевые
- ключи рожковые
- ключи разводные
- дрель, шуруповерт
- манометрический коллектор.
Набор этих инструментов обязателен, потому что не многие стандартные монтажные приспособления могут пригодиться. Используя последние, вероятно нанести непоправимые повреждения системе, после чего ее придется менять.
Демонтаж пошагово
Необходимость снять кондиционер может возникнуть по нескольким причинам: при переезде в другое жилье, во время ремонта в квартире, для устранения поломки в самой технике и т.д. В зависимости от ситуации, может потребоваться полный или частичный демонтаж сплит-системы. Как снять со стены только внутренний блок, рассматривалось выше, а для полного демонтажа техники нужно придерживаться следующего алгоритма:
- провести подготовительные работы;
- спустить фреон;
- отключить и демонтировать наружный блок;
- отсоединить компрессор (при необходимости);
- снять внутренний блок.
Все действия нужно выполнять с осторожностью и согласно инструкции, чтобы не нанести ущерб кондиционеру.
Спуск фреона
Предусмотрено три основных метода, как произвести демонтаж кондиционера собственноручно:
- разбор с выпусканием фреона;
- сохранение фреона в приборе;
- сбережение хладагента в полном объёме благодаря применению особой методики и специализированного оборудования.
Последний метод позволяет получить максимальный эффект без потерь, но остальные методы также широко используются.
Перед проведением работ внимательно рассмотрите конструктивные особенности системы кондиционирования. Она представляет собой замкнутый контур с хладагентом и включает компрессор, испаритель с конденсатором и систему медных трубок для соединения всех составляющих элементов и обеспечения подачи и отбора хладагента.
Для отключения системы кондиционирования без потери хладагента нужно закачать его в конденсатор. Это возможно при функционировании в режиме охлаждения посредством перекрытия вентиля от изделия к трубочке. Для перекачки фреона в полном объёме потребуется не более одной минуты. После перекачки необходимо перекрыть вентиль на трубке. С помощью данной операции вы сможете прекратить полную подачу газа.
Почему обязательно нужно спускать фреон
Кондиционер является незаменимой техникой, способной быстро охладить помещение в жаркий день. Однако иногда возникают ситуации, когда его необходимо демонтировать. В определенных случаях сделать это очень легко. Например, когда техника полностью вышла из строя, и ремонтировать ее не собираются. При таких работах нет необходимости сохранять герметичность основных узлов кондиционера.
Если же кондиционер исправно работает, но его необходимо снять, то принцип действия отличается. Здесь главное сделать так, чтобы пыль и воздух не попали внутрь системы. Если это произойдет, то после монтажа и запуска устройства практически наверняка произойдет поломка компрессора. Главной причиной этого считается сложная конструкция вакуумного насоса.
Принцип работы сплит-системы
Связана она со свойствами фреона. Он очень текучий, на входе в систему очень холодный, а на выходе – очень горячий. Поэтому в устройстве кондиционеров не применяются обычные насосы или компрессоры. Дело в том, что их прокладки и уплотнители просто не выдержали бы постоянной эксплуатации в условиях постоянного перепада температур. Высокая герметичность вакуумного насоса достигается путем высокоточной подгонки поверхностей движущихся деталей и внутренних поверхностей камер. Это очень сложная и тонкая работа, так как даже самая маленькая царапина может послужить причиной выхода из строя компрессора. Сломать кондиционер может крупинка льда, которая образуется, если внутрь попадает воздух. В результате влага замерзает и может стать причиной поломки.
Отключение электрических цепей
Теперь, когда контур свободен от хладагента, логично выполнить работы по демонтажу электрических цепей. В принципе, каждый аппарат имеет схему электрических соединений, которая обычно находится на обратной стороне крышки блока вентилей наружного модуля.
Если же схема отсутствует или есть какие-то сомнения относительно подключения, рекомендуется зарисовать контактную разводку в процессе отключения.
Электрическую схему соединений модулей сплит системы приходится нарушать в процессе демонтажа аппарата. Желательно фиксировать на бумаге каждую точку подключения, чтобы облегчить монтаж в последующем
Отключать электрические проводники наружного модуля следует только те, что приходят к модулю внешнему от внутреннего модуля. Также, скорее всего, придётся отключить сетевую подводку, учитывая, что в большинстве случае эта линия заводится внутрь зданий.
После отключения требуемых цепей можно приступать непосредственно к съему наружного модуля с металлических кронштейнов.
Наружный блок
Инструкция гласит: после работы с медными трубками надо удалить теплоизоляцию, как правило, все мастера работают вдвоем, один внутри помещения, а второй снаружи. Таким образом, демонтаж производится быстрее: напарник отключил электроэнергию и теперь можно отсоединять провода в месте их подключения, предварительно пометив клеммы.
Трубки выпрямляются вручную, чтобы они без помех прошли через отверстия в стене, к ним прикручивают и конец кабеля для его удаления вовнутрь помещения.
После этого откручиваем гайки, которые удерживают наружный блок на специальных кронштейнах, вдвоем с помощником аккуратно снимаем блок и перемещаем его вовнутрь квартиры. В последнюю очередь снимаются кронштейны со стены здания.
Важно! Демонтированный наружный блок при транспортировке и во время хранения располагается только вертикально, чтобы исключить механические повреждения от тряски — его вставляют в коробку, с пенопластом снизу.
Отсоединение компрессора
Компрессор очень важно демонтировать правильным образом. Для этого необходимо произвести следующие операции:
- Снять крышку с внешнего модуля.
- Отсоединить трубки всасывания и нагнетания.
- Обесточить электропроводку.
- Открутить крепёж конденсатора и вентилятора.
- Вытащить конденсатор.
- Удалить крепления и произвести демонтаж компрессора.
При данной последовательности мероприятий устраняется возможность дефекта труб и становится возможным проведение ремонта прочих узлов.
Снятие внутреннего блока
После того, как демонтирован внешний блок, необходимо произвести демонтаж внутреннего (размещённого в помещении) блока кондиционера. Проблем с ним меньше, так как нет необходимости работать даже на небольшой высоте, но определённый порядок демонтажа и дополнительные хитрости присутствуют.
Не стоит расслабляться и думать, что достаточно открутить несколько гаек, снять внутренний блок, и отправить на новое место. Основная хитрость заключается в желании производителей кондиционеров сделать максимально недоступным процесс снятия устройства для мастеров. Именно поэтому, на каждом внутреннем блоке предусмотрена система защёлок, с помощью которой он крепится к стене. Работать с такими креплениями можно только с помощью специального инструмента, но нет безвыходных ситуаций, и вполне можно подобрать что-то более простое.
Ещё один совет: при снятии блока, лучше всего иметь не одного помощника, а двух. Обусловлено это тем, что внутренний блок достаточно громоздкий и тяжёлый, и один человек может просто не справиться.
Два наиболее распространённых варианта снятия внутреннего блока:
- Самая простая конструкция иногда бывает самой сложной, именно поэтому производители сплит-систем стараются спрятать защёлки под крышкой испарителя. Болты крышки расположены вовнутрь, поэтому для их откручивания потребуется специальная короткая бита в виде фигурной отвёртки и головка с трещоткой.
- Помимо крепления крышки испарителя, сами защёлки стараются сделать внутренними. При отсутствии специального инструмента, можно воспользоваться двумя плоскими отвёртками и просунуть их между кронштейном и стеной. Теперь достаточно немного надавить (слишком усердствовать не стоит, снимаются они без усилий), и помощник может спокойно снимать внутренний блок.
Существует одно обстоятельство, которое может существенно помешать работе – это наличие большого количества испарительных трубок, и обычно они размещены возле кронштейнов крепления. Поэтому работая с кронштейнами, следует быть максимально осторожным, чтобы не повредить их.
Как правильно и быстро демонтировать внешний блок сплит-системы
Данную процедуру не следует выполнять, если система установлена на верхних этажах многоэтажного дома. Это может быть опасно для жизни.
Снятие внешнего блока на верхних этажах
Снятие внешнего блока сплит-системы происходит только после того, как будут правильно выполнены все вышеописанные операции. Начинать демонтаж следует с отключения входного электрического кабеля, провода которого подходят к клеммной коробке кондиционера, расположенной под специальной защитной крышкой. Для упрощения подключения устройства на новом месте провода следует промаркировать соответствующими цветами (красный – фаза, синий – ноль, жёлто-зелёный – заземление).
Остаётся только открутить гайки, которые крепят кондиционер к кронштейнам. Проблемы в этом нет, но необходим помощник, поддерживающий внешний блок во время всего процесса. Когда гайки откручены, можно аккуратно снимать блок и готовить к транспортировке.
Не стоит забывать кронштейны, к которым крепится кондиционер. Обычно их монтируют с помощью дюбелей к внешней части стены, и на демонтаж уходит немного времени.
Особо сложные случаи
В некоторых случаях провести демонтаж плитки таким способом не представляется возможным. Рассмотрим их подробнее.
Демонтаж плитки со стены из гипсокартона
Если плитка была уложена непосредственно на гипсокартон, то сбить ее не получится. Придется полностью демонтировать перегородку. Но бывают ситуации, когда стена из гипсокартона сначала была оштукатурена, а уже затем положен слой плитки. В таком случае есть шанс удалить только покрытие.
Пошаговая инструкция
Удалить затирку с помощью ножа или шпателя
Важно полностью очистить шов.
С помощью теплой мыльной воды размочить клей или цементный раствор.
Поддеть плитку стамеской или зубилом и аккуратно удалить. Плитка удаляется вместе со штукатуркой, остатки быстро зачищаются с помощью скребка.
Провести грунтовку и шпаклевку гипсокартона.
Такой способ поможет сохранить перегородку, уменьшив трудоемкость и снизив расценку на демонтаж.
Демонтаж плитки металлическими крючками
Использовать зубило и молоток, а тем более перфоратор, удобно не везде. В труднодоступных местах помогут две металлических скобы, изготовленные из старых отверток или спиц, согнутых буквой П.
После того как очищены швы и поверхность под плиткой достаточно намокла, просуньте один край крючка под плитку снизу, а край другого крючка сверху – и потяните на себя. Этот способ особенно удобен когда плитка была уложена правильно, на специальный клей. А также он поможет не испортить внешний вид изделия и даст возможность использовать отделочный материал в дальнейшем.
Демонтаж крупногабаритных систем
В отдельную группу следует выделить кондиционеры кассетного типа, которые считаются самыми сложными из устройств систем кондиционирования.
Данные устройства отличаются большими размерами и достаточно большим весом, поэтому к этому процессу желательно привлечь напарника в помощь. И кстати, имейте в виду, что при демонтаже систему придется разгерметизировать. Поэтому после установки на новое место, трубопровод будет нужно продуть, чтобы не было завоздушенности.
Все демонтажные работы начинаются с отключения и перекрытия труб, по которым к устройству подходит фреон. Также необходимо отключить электрику и только потом отключать саму систему.
Для конструкций такого типа предусмотрена запорная арматура, поэтому начинать работы следует именно с ее разборки. Для этого желательно использовать болгарку или гидравлические ножницы, предназначенные для резки металла.
Когда запорная арматура демонтирована, следует снять устройство с креплений, отжав их. Если вы сомневаетесь в правильной последовательности работ по отключению электрики, то вы можете воспользоваться руководством, которое идет в комплекте со всеми сплит системами.
Сплит системы канального типа
Такие устройства в плане демонтажных работ самые сложные, поскольку состоят не только из достаточно массивных блоков, но и обладают большой сетью разветвленных воздуховодов. Именно поэтому все работы следует начинать с них. После того, как система воздуховодов будет разобрана, можно приступать непосредственно к демонтажу самого устройства.
Работы начинаются от места, где решетка выходит в помещение, далее постепенно двигаются к непосредственному месту их подключения, а далее выполняются аналогичные работы, как и при демонтаже других систем.
Отключаются патрубки, по которым хладагент поступает к блоку. Далее включается устройство, оно работает до тех пор, пока не пойдет холодный воздух. После этого устройство отключается о сети и полностью демонтируется электросхема системы.
Следует добавить, что только единицы используют кондиционеры канального типа для охлаждения квартиры или индивидуального жилого дома, поэтому вам вряд ли придется столкнуться с проблемой демонтажа столь массивного и тяжелого устройства.
Разборка потолочного кондиционера
Потолочный кондиционер устанавливают, когда подвесной полоток типа «армстронг» ещё не до конца смонтирован. Так, в месте установки кондиционерного модуля отсутствуют плиточные сегменты. Для каркаса в бетонное перекрытие вмурованы лишь подвесы. При этом удерживающие алюминиевую или волокнистую плитку рамки намечены, но не собраны или же установлены частично.
Такая последовательность установки потолочных кондиционеров и вентиляторов соблюдается, чтобы монтажники не выполняли один вид работ дважды и не повредили уже установленный потолок.
Часто кондиционер ставят вместе с новым потолком – при капремонте здания или постройки. Для снятия потолочного внутреннего блока снимите соседние с ним плиточные секции подвесного потолка. Затем демонтируйте сам блок. Требуется предельная аккуратность – стены, на которую он опирается, может не быть рядом. Когда кондиционер установлен в середине потолка, рядом со светильником. Не забудьте установить потолочные секции на их прежние места.
Демонтаж колонных, кассетных и консольных сплит-систем
Колонная сплит-система наравне с настенной не представляет никаких трудностей в плане демонтажных работ. Все проходит по такой же схеме:
- проверка давления манометром и перекачивание фреона во внутренний модуль;
- отсоединение всех его связующих магистралей с последующим снятием прибора с наружной стены здания;
- отсоединение связующих магистралей внутреннего блока кондиционера и его последующий демонтаж.
У комнатного блока колонника нет ни монтажной пластины (как у настенного), ни шпилек (как у кассетного, колонного и консольного), на которые бы он крепился, поэтому в этом плане с ним проблем гораздо меньше.
Кассетная сплит-система демонтируется по схеме канальной. При работе с внутренним модулем необходимо ослабить гайки крепления, а потом производить остальные манипуляции. Отличие лишь в том, что в данном случае нет воздуховодов.
Внутренний блок напольно-потолочной (консольной) сплит-системы крепится к стене или потолку шпильками, как кассетный или канальный блок. При ее снятии поможет инструкция по демонтажу настенной или канальной сплит-системы.
Нельзя снимать наружный блок во время дождя или снега, так как попавшая внутрь портов влага приводит к поломке компрессора.
Особенности работ в зимнее время
Процесс демонтажа кондиционера в зимнее время при температуре ниже -5 градусов не рекомендуется. Причины носят следующий характер:
- хладагент не поступит полностью в наружный блок;
- на морозе не разбираются соединения, могут выйти из строя сальники вентилей.
В случае острой необходимости с помощью строительного фена прогреваются в наружном блоке все штуцера. Для сохранения в нем части фреона закрываются оба вентиля и снимаются заглушки. От штуцеров откручиваются трубки, и оставшаяся часть хладагента уходит в атмосферу. Дальше работа ведется в соответствии с инструкцией.
Если температура воздуха отрицательная, но выше -5 градусов, то демонтаж ведется в обычном порядке. При этом обязательным условием является наличие манометра.
Работа по демонтажу кондиционера — сложный процесс. Однако при наличии достаточных знаний его можно провести своими руками. Лучше заниматься этим в летнее время. Перед началом такой процедуры следует приобрести инструменты и манометр. Желательно присутствие помощника, поскольку оборудование тяжелое.
В каких случаях не нужно снимать кондиционер
Исходя из масштабов планируемого ремонта и плотности прилегания внутреннего блока к стенке, вместо того, чтобы сразу начать демонтировать систему кондиционирования, можно прибегнуть к другому способу решения вопроса.
Случай № 1
Если вы планируете переклеить обои и промежуток между стенкой и внутренним блоком достаточно большой, то необязательно демонтировать весь кондиционер, достаточно отсоединить блок от пластины.
Случай № 2
Если при ремонте вы планируете штукатурить и выравнивать стены, то можно также демонтировать только внутренний блок. По окончании ремонта протяжённости коммуникации должно хватать для обратного монтажа модуля.
Случай № 3
Встречаются случаи, когда блок необходимо демонтировать с трассой. Это может быть вызвано рядом обстоятельств:
- запланировано «понижение» потолка;
- гайки присоединения трассы к модулю располагаются в стене;
- с целью недопущения соединения гаек внутри стенки после ремонта;
- для перемещения внутреннего блока.
Возможные проблемы
Чтобы понять, как демонтировать кондиционер своими руками, нужно знать, с какими проблемами придется столкнуться. Заключаются они в следующем:
- В процессе работы может произойти утечка хладагента. Начнется его улетучивание в атмосферу. Это приведет к необходимости внеочередной заправки агрегата. Лучше такого не допускать. Нужно провести демонтаж так, чтобы вещество осталось в системе.
- Попадание в хладагент воды приведет к тому, что в испарителе жидкость замерзнет. Твердые кусочки льда приведут в негодность компрессор. Чтобы такого не произошло, нельзя работать в дождливое время.
- Расположенный с внешней стороны стены наружный блок при демонтаже может упасть. Чтобы устранить риск такой неприятности, работу следует проводить с помощником.
- Нельзя допускать повреждение элементов конструкции. Через трещину начнет улетучиваться фреон или внутрь попадет грязь. Поэтому в работе следует соблюдать аккуратность.
- Следует проявлять осторожность при отключении от патрубков магистралей. На них припаяны сгоны с резьбой, которые можно сорвать.
- При отключении проводов следует записать их расположение. Это пригодится при обратном монтаже.
- Не обрезать коротко дренажную трубку, через которую выходит конденсат.
Меры предосторожности
Если кондиционер сломан и ремонту не подлежит, демонтировать его очень просто, так как нет необходимости в соблюдении мер предосторожности и сохранении фреона, а также целостности жизненно важных узлов. С рабочей техникой действовать нужно иначе. Нельзя допустить, чтобы в систему проникли не только пыль, но и воздух, в противном случае после установки и последующего запуска устройства на новом месте оно практически гарантированно будет повреждено. Также при демонтаже сплит-системы важно сохранить фреон, чтобы не потребовалось закачивать его заново, так как эта услуга обойдется недешево.
Совет! Во время демонтажа нужно внимательно работать с проводами. При их отключении рекомендуется сфотографировать соединения или сделать пометки. Неправильное их подключение может привести к выходу из строя техники.
Только в том случае, если владелец климатического оборудования уверен, что он сможет правильно выполнить вышеперечисленные условия, можно приступать к демонтажу кондиционера своими силами.
Нюансы переноса кондиционера
С демонтажем блоков и трассы справится даже начинающий мастер. А вот сделать это с сохранением фреона не так уж просто. Подробно об этом мы рассказывали в отдельной статье. Обязательно прочтите, чтобы узнать о нюансах проведения работ.
Еще один важный нюанс — удлинение фреоновой магистрали. Магистраль представляет собой медные трубки, по которым циркулирует холодильный агент (фреон). При первоначальном монтаже кондиционера проводятся измерения, мастер рассчитывает оптимальную длину трубок. На новом месте может оказаться, что длины труб недостаточно. В таком случае необходимо «удлинить» их, припаяв к концам дополнительные трубы.
Но зачастую случается так, что старую трассу просто оставляют в стене, даже не используя на новом месте. Перенос старых коммуникаций — неоправданно хлопотное дело. Да, оно позволяет сэкономить немного денег (и то не всегда), но при этом отнимает массу времени и сил. Ведь трасса прокладывается на напрямую, она изгибается в стене. И эти изгибы частенько приходится выравнивать, потому что форма штробы на новом месте все же отличается.
Словом, мы рекомендуем демонтировать только наружный и внутренний блок, сохранив при этом фреон, а затем соединить блоки с помощью новых коммуникаций. Сохранений старой магистрали и попытка использовать ее в другой квартире — во многом бессмысленное занятие.
А еще перед проведением работ лучше обратиться в сервисный центр и попросить специалиста провести диагностику вашего оборудования. Если кондиционеру много лет, важно проверить его работоспособность. Если аппарату осталось жить недолго, значит нет смысла переносить его. Лучше добавить денег и купить новый аппарат.
Последствия неправильного демонтажа
Приведём ряд вероятных последствий при некорректном демонтировании системы кондиционирования вручную:
- Потеря герметичности охладительного контура и утечка фреона. Устранение этой неприятной ситуации потребует значительных финансовых вложений.
- Засорение внутреннего контура системы пылью, проникновение внутрь влаги. Эти обстоятельства особенно воздействуют на функционирование компрессора, и на работу кондиционера в общем. Поэтому, нельзя выполнять снятие изделия в дождливую и снежную погоду.
- Падение тяжёлого внешнего блока с высоты. Даже если изделие упадёт с небольшой высоты, в большей части случаев это приведёт к его поломке и замене.
- Механическое повреждение поверхности внешнего модуля и других элементов, которое способно вызвать разгерметизацию контура. Даже малейшая трещина может вызвать утечку газа, и попадание внутрь пыли и влаги.
10 важных нюансов при демонтаже кондиционера
Грамотный мастер при демонтаже может выполнить следующее:
- проверить работоспособность сплит-системы;
- снять блоки кондиционера без потери фреона;
- проверить герметичность кранов;
- «запечатать» трубки (скотчем или изолентой заматываются концы трубок во избежание попадания в них пыли);
- собрать все детали (часто забывают пластину, кронштейны и пульт);
- решить, отсоединять «трассу» от внутреннего блока или нет. В последующем она может пригодиться (вероятно, снизится стоимость монтажа). «Скрутить» и постараться не повредить имеющиеся материалы (трубки, кабель, дренаж и прочее);
- проверить состояние кондиционера (требуется чистка или нет);
- дать рекомендации по транспортировке (внешний блок транспортировать вертикально, внутренний блок желательно запаковать, пульт не потерять);
- дать гарантии на работы;
- в последующем установить снятый кондиционер (возможно, со скидкой из-за сохранения «трассы»).
Лучший совет для пользователя — это всё же доверить демонтаж специалистам, которые будут в последующем устанавливать его. Когда один человек снял, второй пообещал смонтировать блоки, а третий в конечном итоге установил – то ответственность за работоспособность устройства перейдет на вас.
Несколько полезных советов
Приготовив необходимый инструмент, ознакомившись с инструкцией и просмотрев соответствующие видео в интернете, также следует узнать несколько важных тонкостей:
- Как при полном демонтаже сплит-системы, так и при частичном переносе устройства не следует слишком беспокоиться за сохранность медных трубок. Их замена не будет стоить слишком больших средств и установка новых всегда лучше, чем ремонт старых.
- Если тяжело понять, какой трубопровод жидкостный, а какой газовый, то необходимо обратить внимание на диаметр патрубков. Жидкостный трубопровод, он также отводящий, всегда тоньше чем газовый подводящий.
- При транспортировке систему следует обкладывать любым уплотнителем, так как любой удар по корпусу может привести к потере фреона или выходу из строя устройства.
И самый главный совет – никогда не спешить, так как данные системы требуют точных и аккуратных движений, сила здесь поможет не всегда.